Понятие архитектуры включает в себя огромное множество компонентов и элементов, связанных между собой и дополняющих друг друга. Архитектура – это не просто здание из какого-либо набора материалов: бетон или кирпич, штукатурка или искусственный, натуральный камень в отделке, стандартные окна или сложное остекление – это еще и ощущение человеком того пространства, которое формирует архитектура. Все, что так или иначе окружает постройку, имеет не только непосредственное отношение к ней, но и влияет на ее восприятие.
Занимаясь проектированием, архитектор использует в своей работе громадное число различных материалов и текстур, которые помогают передать задуманную концепцию и создать общую картину восприятия архитектуры. Наравне со всеми факторами, образующими архитектуру, особого внимания заслуживает и свет, как парадоксальный материал, существующий в двух состояниях: физическом и метафизическом. Свет – явление в окружающей нас природе, в физике понятие трактуется как излучение, которое воспринимает глаз человека.
Цель исследования – выяснить, какую роль играет свет в окружающем пространстве, в частности в архитектуре, изучить физические свойства света на примерах архитектуры.
Важно учитывать особенности света и его характеристики в разное время суток не только для соблюдения рекомендуемой инсоляции в тех или иных помещениях, но и при формировании интересного архитектурного объекта или пространства. Общая картина познания архитектуры возможна лишь в совокупности игры светотени, ее форм и многообразия контуров. «Свет в архитектуре – это творческое мировоззрение, в основе которого лежит убеждение, что естественный и искусственный свет – это не дополнение к архитектуре, а ее неотъемлемая часть» [1, с. 6].
Как было сказано ранее, восприятие любой архитектуры, не только современной, усиливается при комплексном взаимодействии стилистических и композиционных приемов и света. Использование света в архитектуре – один из древнейших приемов. Так, например, главным элементом в структурной композиции Египетских пирамид, Стоунхенджа в Великобритании является свет солнца в различные фазы дня и года, луны, звезд. По утверждению Стивена Холла, «восприятие духа и метафизической силы архитектуры обусловлено свойствами света и тени, формирующимися объемами и пустотами» [2].
С течением времени свет в архитектуре начали использовать для выражения смыслового и эмоционально-духовного состояния человека и окружающей среды. В настоящее время в основе восприятия объемно-пространственных форм лежит множество понятий и свет не исключение.
По своему происхождению есть два вида освещения:
1) естественное;
2) искусственное.
Немаловажную роль в возникновении того или иного ощущения и восприятия архитектурно-градостроительной среды играют световые решения, сформированные посредством естественного освещения. Рассмотрим его подробнее.
В течение дня свет претерпевает изменения своих физических свойств: направленность и интенсивность. Также существует прямая зависимость естественного освещения от климата, а точнее, количества солнца в данной местности. Например, территория Российской Федерации делится на одиннадцать часовых поясов, что обязательно учитывается при проектировании зданий. С учетом возможностей естественного освещения по его интенсивности было сформировано три приема, которые в своем творчестве используют архитекторы:
1) контрастный свет;
2) среднее по интенсивности освещение;
3) рассеянный свет.
Данные приемы выделили исследователи Сиобан Роккасл и Мэрилин Андерсен, проанализировав многочисленные приемы современной архитектуры, где демонстрируются возможности и изменчивость дневного света [3]. Каждая деталь в архитектуре может восприниматься по-разному в зависимости от этих типов. Если освещение контрастное (сильное), то объекту будут свойственны четкие грани, яркие тени, а также некая резкость при восприятии формы. При рассеянном освещении границы объекта как бы стираются, образуя слегка размытую форму, благодаря легким теням или даже их отсутствию. Можно сказать, что форма детали, ее структура становится легкой и воздушной. Находясь между контрастным и рассеянным светом, средняя интенсивность уравновешивает баланс ярких и темных пятен.
В статье уже приводились примеры архитектуры, где свет выступал в роли помощника зодчего. Теперь рассмотрим более поздние постройки.
Примером контрастного освещения является проект Нормана Фостера Kogod Courtyard, реализованный в пространстве Национальной портретной галереи в Вашингтоне. Четкие драматичные тени возникают благодаря дневному свету, проникающему в пространство сверху или сбоку. Крышу из стекла и стали, которая волной накрывает открытый двор, стоит увидеть в разное время суток (рис. 1) [4].
В первую половину дня свет бросает четкую решетку теней на стены старинного здания, в пасмурную погоду потолок кажется непрозрачным, а на закате двойное стекло фильтрует свет в атмосферное и несколько потустороннее свечение [4].
Еще одним примером контрастного освещения выступает винодельня Bell-Lloc спроектированная испанским бюро RCR. Не секрет, что для винных погребов нужна особая температура, поэтому архитекторы создали полузаглубленный объект, который структурой похож на променад. Здесь используются стальные ламели сложной формы с определенными зазорами между ними, что придает ощущение ритма света и тени (рис. 2).
Рассматривая рассеянное освещение, зачинатель финской архитектуры Алвар Аалто, у которого множество известных зданий, спроектировал библиотеку в Выборге. Стоит отметить, что это его единственный объект в России. В этом здании архитектор разработал уникальную систему освещения читального зала. Отказавшись в помещении читального зала от привычных световых проемов на фасаде, автор размещает окна в потолке (рис. 3).
Рис. 1. Kogod Courtyard
Рис. 2. Винодельня Bell-Lloc
Рис. 3. Библиотека Алвара Аалто
Круглые зенитные фонари в количестве пятидесяти семи штук заполняют весь потолок, что позволяет осветить все пространство читального зала мягким рассеянным светом. Данный прием защищает книги от выцветания. В проекте также со светом взаимодействуют и материалы, которые были выбраны для отделки помещения зала. Белый цвет стен, а также натуральное дерево очень хорошо рассеивают естественный свет [5]. Примером является помещение лекционного зала, где волнообразный потолок еще больше подчеркивается панорамным остеклением, пропускающим большое количество естественного света.
Рассеянное освещение чаще всего встречается в религиозной архитектуре. Один из таких типов – часовня Святого Овидия архитектора Альваро Сиза. Внешне здание призматической формы и имеет несколько световых проемов, один в форме креста, другой – полукруга, и расположены они во фронтонах здания (рис. 4). В сочетании с искусственным освещением, серой текстурой бетона и высокими потолками внутри создается легкая, располагающая к молитве атмосфера уединения и спокойствия.
У Альваро Сиза имеются еще проекты, в которых свет играет роль помощника для полной передачи атмосферы объекта. Так, например, в Алгарви часовня имеет похожую форму. Это минималистичное автономное здание, в котором энергия сохраняется круглогодично. Имеется несколько световых проемов простой формы. Также одна из фасадных стен не имеет крыши, данный проем позволяет осветить вход в саму часовню, а также создать обстановку спокойствия.
Рис. 4. Часовня Святого Овидия
Возвращаясь к видам освещения по его происхождению, хотелось бы уделить внимание искусственному свету. Вопрос такого архитектурного освещения, а также роли искусственного и естественного света при восприятии разных городских ландшафтов стал предметом исследований французского ученого Роже Нарбони в начале ХХI в. [6, с. 230].
Искусственное освещение, в свою очередь, делится на виды:
1) внутреннее (для освещения интерьера помещения);
2) внешнее (для освещения пространства и фасадов).
В современном мире не только с точки зрения безопасности человека в темное время суток, но и для формообразования объекта архитектуры используется уличное искусственное освещение. Ярким примером могут послужить главные улицы Москвы и Санкт-Петербурга. Гуляя по Невскому проспекту, каждый человек хоть раз, но обращал внимание на особые прожекторы и осветительные приборы у зданий. Ведь архитектурная подсветка позволяет, во-первых, сфокусировать внимание на достоинствах объекта, расставив акценты зрительного восприятия, порой даже обогатив дневной образ архитектуры; во-вторых, создавать визуальные комплексы из объектов различной стилистики и, в-третьих, отвлечь от ненужных деталей или даже скрыть ошибки и недостатки [7, с. 329].
Примером использования внутреннего освещения как самостоятельного интересного объекта интерьера может послужить Оперный театр в Гуанчжоу, спроектированный архитектором-женщиной Захой Хадид. В потолок зала встроено огромное количество маленьких светильников, что создает впечатление ночного неба, усыпанного звездами.
Используя различные приемы и способы, Заха Хадид каждый раз удивляла людей своими необычными архитектурными постройками. Понимая пластику форм фасадов и возможности освещения, она создала еще один проект, в котором нашло свое месте не прямое использование света, а его отражение. Фасады железнодорожной станции Nordpark выполнены из стеклянных панелей (рис. 5). С помощью уникального освещения, включенного в пластику ландшафта, Захе Хадид удалось подчеркнуть форму здания, где свет отражался от зеркальной поверхности панелей, придавая дополнительную пластику объекту.
Изучая влияние света на архитектуру, не стоит забывать о влиянии света на человека в целом. В зависимости от качества его исполнения освещение может положительно или отрицательно сказываться, например, на работоспособности.
Рис. 5. Железнодорожная станция Nordpark
Только при комбинированном подходе в области изучения и внедрения освещения, архитектор сможет создать не только внешне привлекательный объект, но и улучшить психоэмоциональное состояние человека.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что рациональное и грамотное использование света, как искусственного, так и естественного, позволяет дополнить и украсить проектируемые и существующие объекты архитектуры, а еще сформировать комфортные условия для человека. Рассматривая различные материалы, такие как бетон, пластик, плитка, стекло, дерево, кирпич и многие другие, можно в этот перечень включить и свет, как один из элементов, благодаря которому формируется пространство и проектируемый объект. Свет, являясь многогранным элементом, выступает в роли инструмента, с помощью которого можно создать качественно проработанную архитектуру.
Поэтому современным архитекторам нужно уметь пользоваться всем перечнем разнообразных приемов, связанных с эстетическими и художественными возможностями использования света.
Библиографическая ссылка
Коломыченко А.А. РОЛЬ СВЕТА В АРХИТЕКТУРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 2. – С. 7-11;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12120 (дата обращения: 21.11.2024).