В настоящее время в современной науке наблюдается повышенный интерес к гендерным исследованиям, вызванный процессами всемирной глобализации, появлением новых социальных движений, повлекших за собой изменение ролей и функций представителей гендерных полов в обществе. Неудивительно, что подобного рода изменения не могли не повлиять на язык как на социальное явление, внося определенные корректировки в конструирование гендерной идентичности и, соответственно, его языковую репрезентацию. В центре исследования гендерной лингвистики стоят проблемы влияния идентичности на процесс коммуникации и ее непосредственного отражения в языке.
Сам термин «идентичность» получил широкую популярность благодаря трудам американского психолога Э. Эриксона, в частности известному труду «Идентичность: юность и кризис» [1], в котором он раскрывает психосоциальную природу данного феномена. Усовершенствуя модель Эриксона, Д. Марсиа рассматривает идентичность как некую структуру, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории личности, развивающуюся на протяжении всей жизни. По мнению российского социолога и культуролога В.Г. Николаева, идентичность представляет собой «психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности» [2]. Отметим, что пика своей популярности среди общественности данный феномен достиг в новом столетии, в период обострения проблем, связанных с гендерной, сексуальной, культурной и этнической идентичностью [3–5]. В рамках лингвистических исследований широко обсуждается вопрос формирования языковой личности и влияние сформировавшейся идентичности на его речевую деятельность.
На постсоветском пространстве термин «гендерная идентичность» распространился в 1990-е гг. В русскоязычном мире значительный вклад в развитие лингвистических гендерных исследований внесла А.В. Кирилина [6], раскрывая этапы становления, развития и тенденции лингвистической гендерологии. Отметим, что с момента зарождения вектор развития гендерных исследований радикально поменялся с учетом включения в проблематику изменившихся социокультурных и психологических факторов.
В последние годы в лингвистике резко возрос интерес к вопросам гендерной идентичности, вытекающей из особенностей цивилизации, с целью выявления нового образа идентичности современного человека [7–9]. На сегодняшний день фундаментальные изменения наблюдаются не только в общем укладе общества, но и в сознании личностей, их самоидентификации.
Целью нашего исследования является изучение вербальных способов репрезентации гендерной идентичности на материале СМИ. Как известно, медиаресурсы представляют собой важный источник информации, позволяющий проследить тенденции в репрезентации гендерных категорий маскулинности и фемининности, происходящие с течением времени языковые, стилевые изменения в речевой деятельности.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования послужили статьи из русскоязычных новостных и гендерно-ориентированных периодических интернет-изданий (Казинформ, Sputnik Қазақстан, Леди@mail.ru, Woman.ru, Cosmopolitan.kz). Согласно исследованию Brand Analytics, проведенному в 2021 г., к наиболее популярным русскоязычным средствам массовой информации в Казахстане относятся Zakon.kz, Казинформ, Sputnik Қазақстан и Tengri News [10]. Гендерные исследования русскоязычного медиадискурса как эффективного средства репрезентации гендерной идентичности позволили выявить вербальные средства представления образа женщины в современном понимании.
Результаты исследования и их обсуждение
В задачу нашего исследования входило выявление способов вербализации гендерной идентичности с учетом следующих параметров: внешние данные, психологические качества, манеры поведения, социальные условия, статус. В частности, проведен анализ данных употребления лексемы «женщина» в наиболее популярных в Казахстане журналах. По результатам исследования выявлено, что данная лексема наиболее употребительна в контексте биологического пола. Например:
− 77-летнюю женщину достали живой из-под завалов в Турции (Sputnik.kz, 15.02.2023).
− Будут ли снижать пенсионный возраст для женщин за рождение ребенка (Sputnik.kz, 08.02.2023).
− Женщина не может покинуть страну (Tengrinews, 06.03.2022).
Нередко в медиатекстах лексема «женщина» используется не в значении представителя пола, а как некая обособленная субгруппа. Сравните:
− Представленность женщин выросла до 33,7 % (о составе правящей партии) (Tengrinews, 28.01.2022).
− Поэтому там много новых лиц… там и женщины, и молодежь, и представители разных национальностей, специальностей (о составе политсовета, где женщины выделяются в отдельную группу наряду с представителями других групп) (Sputnik.kz, 28.01.2022).
Образ женщины практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Согласно анализу материалов медиа в обществе по-прежнему бытует стереотип о женщине как «хранительнице очага»: Например:
− Никогда такого не было в нашей традиции, и казахская женщина всегда занимала в обществе особое, уважаемое и почетное место – хозяйка в доме, хранительница очага (Sputnik.kz, 07.07.2021).
− Я понимаю, женщина – хранительница домашнего очага, заботливая мама и мастерица на все руки (Cosmopolitan.kz, 09.07.2021).
− Мать шестерых детей профессионально играет в кокпар в Туркестанской области (речь идет о многодетной семье, занимающейся популяризацией национальных видов спорта среди молодежи) (Kazinform, 07.02.2-23).
− Жээнбеков: женщина – любящая мать и хранительница домашнего очага (Sputnik.kz, 15.12.2021).
− Родившая 14 детей казахстанка поделилась секретами семейного воспитания (Sputnik.kz, 09.03.2022).
В большинстве постсоветских стран, если не во всех, институт семьи имеет консервативный характер: у каждого члена семьи свои роли, зависящие от его гендера. Женщине отводится главенствующая роль – роль матери («и чаще всего женщины выбирают материнство»; «женщина в первую очередь должна заботиться о детях» (Cosmopolitan.kz, 09.07.2021).
Актуальными рубриками для гендерно-ориентированных глянцевых изданий являются Здоровье, Отношения, Семья и дети, Красота. Не теряет своей актуальности и понятие женственности:
− Женственность вне моды, и она тот тренд, который всегда будет актуальным. Безусловно, она – прежде всего, отражает внутреннее состояние. А это взгляд, улыбка, мягкость манер… (Cosmopolitan.kz, 29.11.2021).
− Женственность, и это лишь мое мнение, может быть, самое для меня важное в женщинах (Леди@mail.ru, 02.04.2021).
Отметим, что в советский период понятие женственности никак не вписывалось в общую социальную картину с рабочими лозунгами «работа до седьмого пота», «даешь пятилетку за четыре года» и т.д., что соответственно сказалось и на эмансипации женской роли.
На сегодняшний день вырисовывается несколько иная гендерная картина. В результате исследования было выявлено, что лексема «женщина» зачастую ассоциируется с лексемой «красота». Например:
− Ее сдержанная славянская красота и природная элегантность сразу позволили ей войти в четверку первых «выездных» моделей (Леди@mail.ru, 13.11.2021).
− Бьюти-рецепты XIX века: как сохраняли красоту прапрабабушки (Woman.ru, 22.10.2021).
В современном мире внешняя привлекательность до сих пор стоит в числе основных характеристик, ассоциирующихся и превалирующих в описании представительниц женского пола. Красота для женщины – это всё! Если женщина красива, ей с легкостью прощают и плохой характер, и недалекость, и отсутствие воспитания и хороших манер. В оценке внешних качеств преобладают «красота», «стройность», стремление к некому идеалу:
− Кроуфорд продемонстрировала стройную фигуру (Леди@mail.ru, 15.02.2022).
− Идеальная фигура… Это то, о чем каждая женщина начинает мечтать еще с подросткового возраста, поскольку именно идеальная фигура и совершенные параметры тела обеспечивают ей место в категории красивых и привлекательных (Woman.ru, 02.08.2021).
− Подписчики в восторге от нового образа постройневшей Порошиной (Woman.ru, 02.02.2022).
В русскоязычных СМИ превалируют позитивные высказывания относительно тела: роскошная, идеальная, потрясающая, фантастическая, демонстрируя образ стройной женщины как стандарт красоты. Соответственно в негативном ключе достаточно часто встречаются такие высказывания, как «поправилась», «заплыла», «немодельная фигура» и т.д. Сравните:
− Похвасталась немодельной фигурой и зареклась худеть (Леди@mail.ru, 29.06.2021).
− «Дарья, надо худеть!»: подписчики раскритиковали фигуру (Woman.ru, 10.02.2021).
Неслучайно в русскоязычном медиапространстве в последние годы стал популярен термин «бодипозитив», характеризирующий общественное движение, которое активно выступает против дискриминации людей на основе их внешности:
− Бодипозитив. Как к такому относитесь? Эта девушка – блогер-бодипозитивщица. Она гордится своим телом и ведет блог об этом. Ее подписчики называют ее очень смелой девушкой (Леди@mail.ru, 30.05.2020).
Представители социального движения, целью которого является борьба против навязанных стандартов красоты, отстаивают право людей быть такими, какие они есть. Бодипозитивисты стремятся выработать у людей позитивное отношение к телу, а не бороться с патриархатом или с индустрией красоты.
Тем не менее в современном обществе все же витает мнение, что неидеальная фигура – это не более чем результат лени и недостаточной работы над самим собой, что нередко приводит к насмешкам и порой даже к травле.
Убеждение, что мужчины должны быть сильными, а женщины слабыми, является отражением патриархальной культуры. Этим объясняется частое употребление лексем «слабая», «представительница слабого пола» в описании образа женщины:
− Тогда, оставив здесь представительниц слабого пола, парни решили вернуться на помощь отставшим и обезоружить хулиганов (Sputnik.kz, 07.03.2022).
− Но каково же было удивление пограничников, когда оказалось, что в деле замешан слабый пол (Tengrinews, 01.11.2021).
− Почему каждой из нас можно и нужно быть слабой (Woman.ru, 31.08.2022).
Что значит «слабая», а что «сильная» женщина? На этот счет в медиапространстве ведутся многочисленные споры:
− Но в этой слабости заключалась вся ее сила – сила настоящей любви (Woman.ru, 03.02.2022).
− Сильные, уверенные в себе, но при этом не теряющие своей очаровательности женщины несут воинскую обязанность наравне с мужчинами (Sputnik.kz, 23.02.2021).
− Они не нуждаются в расширении прав и возможностей; они уже сильны (Woman.ru, 24.12.2021).
Образ сильной женщины в настоящее время ассоциируется с успехами в карьере, бизнесе, умением содержать себя и семью, определенными чертами характера. Например:
− Я полноценная, я успешная, я живу той жизнью, которой хочу, я достойна самого лучшего, и у меня все это есть (Cosmopolitan.kz, 27.10.2021).
− Успешные, амбициозные – они многого добились своим собственным умом (Woman.ru, 08.02.2022).
Нередко в социальных сетях встречается выражение «железная леди», чтобы подчеркнуть сильный, независимый характер женщин:
− Железная леди российского спорта не так уж и пуленепробиваемая (Woman.ru, 22.02.2022).
− Железные леди идут по жизни с высоко поднятой головой и частенько выдают одиночество за свободу (Woman.ru, 08.02.2022).
В результате анализа выявлено, что в сообщении на вступление представительницы так называемого слабого пола на какую-либо руководящую должность, как правило, акцентируется внимание на половом признаке, сопровождающемся такими лексемами, как «первая», «впервые». Например:
− Первая женщина-премьер Италии приведена к присяге (Tengrinews, 22.10.2023).
− В США командование атомным авианосцем впервые приняла женщина (Леди@mail.ru, 10.01.2022).
Тенденция к эмансипации женских ролей нередко прослеживается в различных медиатекстах с указанием профессий нетипичных для женщин:
− Теперь женщины смогут работать авиационными механиками, техниками по планеру и двигателям, приборам и электрооборудованию (Леди@mail.ru, 04.08.2021).
− Женщина в погонах – нечастое явление на Кавказе (Леди@mail.ru, 14.11.2021).
− Важной целью является получение доступа к профессиям, в которых традиционно доминируют мужчины, а также получение равной оплаты и продвижения по службе (Cosmopolitan.kz, 19.03.2021).
Роль женщины в построении карьеры, бизнеса активно пропагандируется и вербализуется в материалах социальных сетей:
− Сто женщин бесплатно получили востребованные профессии в Атырау (Kazinform, 15.02.2023).
− Айганым создала бизнес с нуля, который занимается оснащением клиник «под ключ» (Cosmopolitan.kz, 27.10.2021).
− О том, как быть успешной бизнес-вумен в Казахстане (Cosmopolitan.kz, 06.09.2021).
− Сто женщин бесплатно получили востребованные профессии в Атырау (Kazinform, 15.02.2023).
Как показывает анализ вербальных средств репрезентации гендерной идентичности, представленных в СМИ, культивируется определенный женский образ, представляющий собой совокупность неких стандартов, довольно активно продвигающихся в обществе. На сегодняшний день приоритеты и ценности женщин меняются. Прослеживается позитивная тенденция к укреплению статуса женщины в обществе. Значимую роль в трансформации гендерных ролей в современном обществе играет карьера, построение бизнеса. Активно обсуждается вступление женщин на высокопоставленные должности, участие в политической и общественной жизни: женщина-политик, женщина-министр, женщина-руководитель, конструирующий образ «сильной женщины».
Как показывают исследования, современная гендерная идентичность – это динамически развивающаяся личность со сменой моральных, социальных и культурных качеств. Современное гендерное общество неустойчиво, оно модернизируется, устанавливая свои нормы и правила. Динамика процесса вербализации зависит от социальной обстановки в мире, появления новых общественных движений, диктуется разрушением стереотипов и сменой ролей в социуме.
Библиографическая ссылка
Исина Г.И., Бейсембаева А.У. К ПРОБЛЕМЕ ВЕРБАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 2. – С. 71-75;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12132 (дата обращения: 03.12.2024).