Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в регионах с ограниченным финансированием образование сталкивается с множеством трудностей, которые связаны с нехваткой ресурсов и, как следствие, устаревшими методами обучения. Возникающие от экономической бедности проблемы приводят к устареванию и методики, и содержания образования, что затрудняет социальную и экономическую интеграцию таких регионов и выпускников их школ в жизнь всей страны.
Объектом исследования является региональное организованное образование с ограниченным финансированием. Предметом исследования являются процессы устаревания и обновления методов и содержания обучения в таких регионах.
Цель исследования – выявление основных проблем несовременности образования в регионах с ограниченным финансированием и предложение возможных путей их решения.
Для выполнения цели были сформулированы задачи: провести анализ состояния образования в регионах с ограниченным финансированием; выявить основные причины устаревания методов обучения; проанализировать существующие подходы к решению проблемы несовременности образования и предложить рекомендации.
Материалы и методы исследования
В работе использовался метод контент-анализа современной научно-педагогической литературы.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросы, связанные с несовременностью образования, активно обсуждаются в российской научной литературе двух последних десятилетий. Однако проблема устаревания методов обучения в регионах с ограниченным финансированием требует дальнейшего исследования и разработки практических рекомендаций. Образование авторы рассматривают как системный, целенаправленный процесс объединения усилий обучения и воспитания, который онтологически неизбежен как сила, объединяющая интересы и жизненную реализацию каждого человека, всего общества и государства в гармонично развивающуюся систему. При этом в теоретическом поиске авторы базируются на понимании организованного образования как единства ценностей, результатов и процесса их достижения, зафиксированного Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», принятым в 2012 г. Этот государственный документ направляет всех участников образовательного процесса страны на формирование молодых граждан в контексте их личностного развития. Что, в свою очередь, с неизбежностью требует преобладания активных и интерактивных методов общения и обучения. Очевидно, что в современном образовательном процессе монолог учителя не приводит к ожидаемым результатам. Личностное развитие сегодня призвано стимулировать диалог всех участников образовательного процесса. Педагоги, признающие приоритет этой методики, отмечают большие трудности в процессе привлечения к такому разговору каждого из учеников. Одной из причин этого общего явления единодушно называется большое количественное наполнение классов, нехватка времени и сил на индивидуальный подход к каждому из учеников. Для педагогической и психологической науки XXI в. очевидно, что классно-урочная система, введенная в России Екатериной Великой и широко распространенная в XIX в., сегодня недостаточна, а для новых организационных форм обучения нет денег. Да, практика показывает, что очевидная необходимость взаимосвязи результатов современного естественнонаучного и педагогического поиска с практикой школьной жизни нередко игнорируется повседневным опытом методики, применяемой в провинциальных школах. Одной из причин этого научно-педагогическое сообщество считает трудности, связанные с недостаточным финансированием очень многих школ. Получается, что регионы с ограниченным финансированием сталкиваются с множеством проблем, приводящих к несовременности образования. В данной работе мы рассматриваем основные проблемы, которые возникают в регионах с ограниченным финансированием школьного образования, анализируем статистические данные и исследования, связанные с состоянием образования в таких регионах. Исследователи Т.Л. Клячко, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева свой подробный и очень корректный анализ финансирования образования начинают с констатации его неравномерности по регионам: «Общий объем финансовых средств, поступивших в общеобразовательные организации в 2017 г., варьируется от 4774 млрд руб. в Ивановской области до 211 783 млрд руб. в г. Москве» [1, с. 10]. Анализ приведенной указанными авторами статистики позволяет авторам данной статьи сделать вывод о том, что недостаток финансирования разносторонне влияет на уровень образования. Во-первых, приводит к нехватке кадров; невозможности уменьшить количество учеников в классе; превышению нормы почасовой нагрузки учителей, вплоть до устранения этой нормы; ухудшению условий труда учителей. Все это отрицательно влияет на качество образования. Во-вторых, приводит к отсутствию современного оборудования, учебных пособий, программного обеспечения, что затрудняет процесс обучения и ухудшает его результаты. В-третьих, приводит к сокращению количества школ, классов, нехватке учителей, которые любезно соглашаются вести несколько учебных дисциплин, что, в свою очередь, приводит к уменьшению доступности качественного образования для населения региона. В-четвертых, ограничивает возможности образовательной системы и снижает ее потенциал в развитии и подготовке квалифицированных кадров.
В статье «Проблемы финансирования в сфере образования» М.И. Соловьева аргументированно и убедительно показывает, что существует проблема неравномерного распределения финансовых ресурсов на образование между регионами, что приводит к неравенству в качестве образования [2]. Финансирование образования анализируется в статье А.В. Кудюровой «Проблемы финансирования бюджетных образовательных учреждений в Российской Федерации» [3]. В проблемном контексте подробно анализируют практику заниженных местных бюджетов на образование многие исследователи развития современного образования в целом. В статье «Плюсы и минусы современных тенденций развития образования» Х.З. Хажмурадова подчеркивает, что в школах небольших поселков и городов в настоящее время, как правило, недостаточное финансирование [4]. Проведенный анализ показывает, что в регионах с ограниченным финансированием образование находится в более тяжелом состоянии с менее высокими результатами, чем в крупных городах. Важно отметить, что в регионах с ограниченным финансированием часто отсутствует мотивация учащихся и их родителей к получению хорошего образования [5]. Это, несомненно, связано с низким уровнем образованности и общей культуры, а также с трудностями экономического характера, с которыми сталкиваются жители таких регионов. Получается, что проблемы ограниченного финансирования образования в регионах существуют и оказывают негативное влияние на качество обучения и доступность знаний. Понимание этих проблем и поиск путей их решения являются важными задачами в области общего просвещения.
Особо отметим, что авторы данной статьи под образованием как социальным институтом понимают организованную государственную систему передачи населению знаний, упорядоченных и количественно, и содержательно в такой системе, которая бы способствовала решению государственного и социального образовательных заказов. В этом контексте на первый план теоретического изучения выходит образование как социальный институт, который в настоящее время стремительно меняется. Действительно, перманентно появляются новые организационные структуры управления, системы и формы отчетности, механизмы централизованного контроля, поощрения и наказания. Случается, что бюрократические задачи преобладают над содержательными. В результате нередки ситуации, когда, с одной стороны, учителя не справляются с формализацией учебного процесса и уходят из профессии, а с другой – школам не хватает современного технологического обеспечения для полного выполнения формальных министерских требований. Это способно создать ситуацию, в которой все члены образовательного коллектива по умолчанию отчитываются не в том, что реально делают в учебно-воспитательном процессе. Чтобы предотвратить такое развитие процесса, руководящие органы усложняют систему контроля, создают новые должности, увеличивают аппарат управления, новые чиновники которого предлагают «иновационнные» количественно-бюрократические формы руководства. Это, в свою очередь, переводит все большую часть финансирования из непосредственного учебного процесса в систему управления им.
Учителя, находящиеся в центре этого круговорота, постепенно и невольно переключают основные силы на формально-административные аспекты работы, не имея сил и времени развивать содержательные и методические аспекты преподавания. А именно им необходимо отдавать девяносто процентов педагогической деятельности, чтобы в результате образования перейти к просвещенности населения, просвещенности как способности каждого адекватно применять свои знания, самостоятельно из развивать и менять, получая от этого процесса удовольствие. Без применения новых методов обучения, основанных на последних достижениях науки и техники, которые объективно появляются постоянно, добиться этого невозможно. Однако в регионах с ограниченным финансированием часто используются утратившие эффективность устаревшие методы обучения. Одним из них является традиционный словестный метод обучения «рассказ», когда учитель монологично выступает перед классом, а ученики пассивно слушают его. Притягательность этого метода в том, что им довольно быстро хорошо и отлично овладевает учитель, он понятен ученикам, которым также вполне доступен его результат в момент проверки – пересказ рассказа учителя. Неадекватность этого метода обусловлена тем, что в XXI в. изменился источник информации. При всем уважении к учителю и признании его эрудиции нельзя не учитывать, что педагог перестал быть единственным и даже главным источником информации. Этот факт общеизвестен. Его влияние подсознательно испытывают даже те, кто настойчиво продолжает обучение через «рассказ-пересказ». Все это снижает внимание, напряженность познания, позволяет уйти от трудных задач, не учитывает индивидуальные потребности, способности и учеников, и учителей, не стимулирует их к активному участию в процессе познания, не побуждает понимать информацию о действительности и свое место в ней. Это, в свою очередь, сохраняет и даже стимулирует другой устаревший метод обучения – «зубрежку», как заучивание информации без понимания в процессе подготовки, например, к очередному тестированию. Нередко учителей удовлетворяет ситуация, когда ученик «механически» запоминает факты и формулы с целью сдать экзамен, отправляя информацию лишь в кратковременную память. Этот метод не только не перемещает знание в долговременную память, но и не развивает умение мыслить, анализировать и решать проблемы, закрывает наглухо дверь в просвещенность. При этом важно отметить, что запрет «зубрежки» нельзя приравнивать к отсутствию необходимости запоминать информацю, что очень часто делают ученики. Обилие легкодоступных источников информации обманывает мышление человека. Ученик не сразу способен понять, что возможность узнать не равна знанию, что без присвоенного знания нет никакого мышления. Надо иметь много понятого знания, чтобы было о чем размышлять, чем руководствоваться в практической жизни, особенно в экстремальной ситуации. Только продуманные, понятые и присвоенные знания дают человеку умения и навыки, без которых невозможно самостоятельное просвещенное бытие в современном мире.
Получается, что преимущественное применение несовременных методов приводит к тому, что ученики не получают знаний, умений и навыков, необходимых в современном быстроразвивающемся обществе, не развивают мотивацию к творческому мышлению и самоанализу. В результате учебное время используется непродуктивно в современном понимании. Выделяя некоторые пути решения перечисленных проблем, отметим, что одним из важных факторов, влияющих на качество образования, нам видится уровень финансирования. Необходимо увеличить бюджетные расходы на образование в регионах с ограниченным финансированием и обеспечить целевое использование средств на реализацию современных образовательных технологий, на повышение заработной платы учителей и на развитие материально-технической базы образовательных учреждений. Авторы уверенно поддерживают широко распространенное мнение о том, что это может быть реализовано через перераспределение бюджетных средств, привлечение инвестиций, активизацию грантовых программ. В перманентно меняющемся мире необходимо столь же постоянное обновление методов обучения. Однако внедрение новых методов не означает забвение педагогического опыта прежних лет. С другой стороны, сегодня общепризнана пагубность тотального перехода школьного образования, напрмер, на онлайн-обучение, которое нередко, прикрываясь современными техническими средствами, игнорирует и современные методы, и содержательное наполнение.
Полагаем, что современная методика должна объединять слуховое и зрительное восприятие; индивидуальный подход к каждому ученику с коллективообразующими методами; активные, интерактивные и монологические методики. Используя словесный метод, необходимо чаще применять не рассказ и объяснение, а беседу, дисскуссию, конференцию. Основой всех этих форм общения учителя и ученика является диалог как заинтересованный разговор всех участников ради понимания истины, приближения к наибольшему прояснению важных для всех вопросов. При этом следует учитывать, что беседа или дискуссия стимулируют мышление учителя не в меньшей степени, чем ученика, и, следовательно, создают условия для появления новых выводов и развития всех участников образовательного процесса. Репродуктивный метод полезно чаще заменять на методы проблемного изложения, частично-поисковый, проектный и даже научно- исследовательский. Проектная и научная деятельность могут быть связаны с научным или художественным творчеством, с решением практических задачь. Выбор направления учебной активности всегда индивидуален и, следовательно, не должен проходить по разнарядке. Отдельно отметим, что во всех методиках применение цифровых технологий призвано выполнять вспомогательную функцию развития мышления и повышения производительности труда, но не должно превращаться лишь в способ облегчения передачи информации, в самоцель и важный пункт отчетности. Подчеркнем, что цифровые технологии, развивающиеся сегодня в каждой из сфер общественного и индивидуального бытия, не могут быть игнорированы образованием. «К последним трендам в развитии образования относят применение технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей; искусственного интеллекта; цифровых классов; переработанного учебного пространства; персонализированного подхода» [6]. Задача состоит в том, чтобы эти тренды реализовать творчески, без их формализации и бюрократизации. В этом контексте необходимо отметить, что работа с книгой не является устаревшим методом. Здесь необходимо заменить бездумное переписывание текста на целенаправленное знакомство с текстом ради формирования способности к внутреннему диалогу с автором через выделение основных идей, плана, через критическое самостоятельное рецензирование текста. Для того, чтобы внедрить новые методы обучения, необходимо обеспечить постоянную профессиональную подготовку и переподготовку учителей. В регионах с недостаточным уровнем финансирования следует организовывать не формально реализуемые курсы повышения квалификации для учителей, а также создавать условия для их дистанционного качественного обучения [7], всесторонне преодолевать формализм в реализации этой практики и в отчетности за нее. Несомненно, может быть полезен опыт других регионов, которые смогли преодолеть проблемы несовременности образования. А значит, общение учителей внутри институции школьного образования как единой системы страны требует своего развития.
Заключение
Недостаточное финансирование школьного образования не просто лишает большую часть учителей страны достойной зарплаты, оно уводит само образование с современного уровня развития по всем направлениям его деятельности. Проблема несовременности образования в регионах с ограниченным финансированием актуальна и требует внимания общества и государства, ее игнорирование приводит к невозможности всей системы образования реализовать как социальный, так и государственный заказы. Начало этому могут положить конкретные действия по увеличению финансирования школьного образования, с одной стороны, и увеличению финансирования профессиональной подготовки учителей – с другой стороны. Исследования в этой области необходимо направить на детальное изучение проблемы несовременности образования в регионах с ограниченным финансированием с последующими практическими рекомендациями. Улучшение образования в регионах – важный шаг на пути к равнству всех учеников, независимо от их места жительства и финансовых возможностей.
Библиографическая ссылка
Гришина Е.С., Дорофеева Д.А. О ВЛИЯНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НА КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 4. – С. 10-14;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12151 (дата обращения: 21.11.2024).