Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Чедова Т.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Студентам за время обучения в вузе необходимо овладеть не только знаниями и умениями для будущей успешной профессиональной деятельности, но и универсальными компетенциями. Значительным потенциалом в формировании у студентов этих компетенций обладают учебные занятия по теоретической дисциплине «Физическая культура», которая реализуется в вузах в форме лекционных и практических занятий. Эффективность формирования универсальных компетенций у будущих представителей различных профессий во многом определяется правильностью выбора методов обучения, причем не только традиционных, но и инновационных, предполагающих активное и интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Целью исследования является выявление и обоснование возможности формирования универсальных компетенций у студентов вузов посредством применения активных и интерактивных методов обучения на теоретических занятиях по физической культуре. Достижение поставленной цели осуществляется посредством анализа научно-педагогической литературы, анкетирования, обобщения педагогического опыта и результатов собственной практической деятельности по физическому воспитанию студентов. Исследование проводилось на базе Пермского государственного национального исследовательского университета в рамках реализации теоретической дисциплины «Физическая культура». Автором выявлены и охарактеризованы активные и интерактивные методы обучения, применяемые на теоретических занятиях по физической культуре, которые способствуют формированию универсальных компетенций у студентов: «Мозговой штурм», или «Мозговая атака», «Круглый стол», или дискуссия, «Дебаты», «Деловая игра», «Перевернутый класс», «Метод проектов». Выявлена заинтересованность студентов в занятиях с применением активных и интерактивных методов обучения.
универсальные компетенции
студенты вуза
теоретические занятия по физической культуре
1. Вендина А.А., Потехина Е.В. Активные и интерактивные методы в процессе подготовки бакалавров педагогического образования // Мир науки, культуры и образования. 2018. № 6(73). С. 256-258.
2. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Особенности подготовки будущих учителей математики в контексте требований профессионального стандарта педагога // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Казань. 2015. С. 153-156.
3. Родионова С.Е., Григорьева Т.В. применение активных и интерактивных методов обучения в реализации основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки ВПО (на примере направления «Филология») // Вестник башкирского университета. 2012. Т. 17. № 3-1. С. 1594-1599.
4. Муллина Э.Р. Технологии активного и интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки студентов бакалавриата // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-6. С. 1057-1061.
5. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 06.07.2023).
6. Брель А.К., Складановская Н.Н., Танкабекян Н.А., Жогло Е.Н., Савченко А.А. Перевернутое обучение – педагогическая технология реализации учебного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30933 (дата обращения: 02.07.2023).
7. Zhang, H., Du, X., Yuan, X. and Zhang, L. The Effectiveness of the Flipped Classroom Mode on the English Pronunciation Course // Creative Education. 2016. Vol. 7. No. 9. DOI: 10.4236/ce.2016.79139.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) студентам за время обучения в вузе необходимо овладеть не только знаниями и умениями для будущей успешной профессиональной деятельности, но и универсальными компетенциями. Это связано, прежде всего, с формированием общей культуры личности студентов, что отражено в тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и исторически является одной из приоритетных позиций российского образования.

Сущность универсальных компетенций нами понимается как единый результат современного высшего образования по всем направлениям и профилям подготовки.

Во ФГОС ВО выделяются следующие группы универсальных компетенций: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; коммуникация; межкультурное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).

Значительным потенциалом в формировании у студентов этих компетенций обладают учебные занятия по теоретической дисциплине «Физическая культура», которая реализуется в вузах в форме лекционных и практических занятий. Эффективность формирования универсальных компетенций у будущих представителей различных профессий во многом определяется правильностью выбора методов обучения, причем не только традиционных, но и инновационных, предполагающих активное и интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Однако специальных исследований, посвященных изучению возможностей формирования у студентов универсальных компетенций посредством применения активных и интерактивных методов обучения на теоретических занятиях по физической культуре, как показал проведенный нами анализ работ отечественных авторов, не проводилось.

Целью исследования является выявление и обоснование возможности формирования универсальных компетенций у студентов вузов посредством применения активных и интерактивных методов обучения на теоретических занятиях по физической культуре.

Материалы и методы исследования

Достижение поставленной цели осуществлялось посредством анализа научно-педагогической литературы, анкетирования, обобщения педагогического опыта и результатов собственной практической деятельности по физическому воспитанию студентов.

Исследование проводилось на базе Пермского государственного национального исследовательского университета в рамках реализации теоретической дисциплины «Физическая культура». Целью данной дисциплины является формирование у студентов осознания важности физического совершенствования и ценностного отношения к своему здоровью. Общий объем учебной работы в течение года составляет 72 часа, из которых 4 часа приходятся на лекции, 24 часа – на практические занятия и 44 часа – на самостоятельную работу студентов. Содержание дисциплины включает такие темы, как «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Физическая подготовка в системе физического воспитания», «Методы и принципы физического воспитания», «Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Самосовершенствование физического состояния», «Профилактика вредных привычек».

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научно-педагогической литературы позволил выявить, что перспективным способом формирования универсальных компетенций у студентов на практических занятиях по физической культуре является применение инновационных или современных методов, к которым относят активные и интерактивные методы обучения.

В научно-педагогической литературе термины «активные методы» и «интерактивные методы» часто понимаются как идентичные и взаимозаменяемые. Вендина А.А., Потехина Е.В. отмечают, что инновационные методы обучения не имеют четкого деления на активные и интерактивные [1]. Вендина А.А., Малиатаки В.В. указывают, что интерактивные методы являются разновидностью методов активного обучения [2]. Под активными методами обучения понимают методы, направленные на самостоятельное овладение студентами знаниями. Интерактивные же методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие преподавателя со студентами, а также студентов друг с другом [3]. По мнению Муллиной Э.Р., учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности [4].

По мнению Приваловой Г.Ф., интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей [5].

Основной задачей применения активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе является активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью вовлечения их в коллективный творческий коммуникативный процесс по анализу и поиску решений поставленной проблемы, что побуждает студентов находить и получать знания, которые им могут пригодиться в жизни и профессиональной деятельности. Так, одним из отличительных признаков применения интерактивных методов является вовлечение обучающихся в разного рода активности: в познавательную (обсуждение проблемы через призму опыта и условий жизни), творческую (создание продуктов, рисование, музыка, проекты), двигательную (перемещения, выполнение упражнений), социальную (коммуникация, дискуссия, обмен мнениями). На сегодня существует большое разнообразие интерактивных методов обучения, которые применяются в учебном процессе.

Таким образом, применение как активных, так и интерактивных методов обучения, предполагающих взаимодействие субъектов образовательной деятельности, позволяет реализовывать современную парадигму образования – развитие личности.

Обобщение педагогического опыта коллег и результатов собственной практической деятельности по физическому воспитанию студентов в Пермском государственном национальном исследовательском университете позволило выявить активные и интерактивные методы обучения, применяемые на теоретических занятиях по физической культуре, которые способствуют формированию универсальных компетенций у студентов. Представим их краткую характеристику.

«Мозговой штурм», или «Мозговая атака». Данный метод характерен тем, что в процессе организованного обсуждения и дискуссии по решению поставленных задач происходит создание и генерирование новых идей, например, по теме «Профилактика курения среди студентов», где студенты предлагают различные способы организации профилактической работы в университете (на уровне вуза, факультета, кафедры, учебной группы). Этот метод стимулирует у студентов появление множества творческих решений; они проявляют инициативность, учатся уважительно относиться к идеям друг друга.

«Круглый стол», дискуссия – способ организации обсуждения вопроса, в котором изначально заложены несколько точек зрения, например: «Спорт высших достижений полезен или вреден. Кому он нужен?». Цель круглого стола – выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения. Формат размещения вокруг стола создает благоприятные условия для проявления активности всех студентов; способствует осмыслению студентами рассматриваемой темы через призму личного опыта.

«Дебаты» – разновидность дискуссии, в которой рассматриваются несколько точек зрения по конкретному вопросу, приводятся аргументы в защиту своего мнения, иногда может присутствовать критика противоположной точки зрения. В качестве примера следующий проблемный вопрос: «Фармакологические средства восстановления работоспособности организма: польза и вред», который обсуждается в рамках изучения темы «Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом». Применение этого метода мотивирует студентов к критическому мышлению и навыкам аргументации; содействует развитию эмпатии и способности посмотреть на проблему с другой стороны. Дебаты часто характеризуются высокой эмоциональностью проведения.

«Деловая игра» – способ конструирования, моделирования различных ситуаций, которые могут встретиться в будущей профессиональной деятельности с помощью нахождения условий и нужных способов их выполнения, например: «За 100 метров до финиша перед вами падает соперник. Что Вы предпримете?». Реализация данного метода побуждает студентов взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, оценить критически; развивает коммуникацию; формирует умение решать и отрабатывать профессиональные задачи, находить варианты применения навыков в сложных профессиональных ситуациях; позволяет отработать различные варианты поведения в проблемных ситуациях. Во время деловых игр происходит воспитание морально-волевых личностных качеств и знакомство с профессиональной этикой.

«Перевернутый класс» – метод смешанного обучения, который характеризуется тем, что работа в аудитории меняется с внеаудиторной работой. Традиционная форма организации чередуется с дистанционной. Обучающиеся самостоятельно до начала практического занятия изучают основной материал на основе учебной литературы, видеолекций, анализа собственного опыта физкультурно-спортивной деятельности. Следовательно, на занятие студенты приходят уже с некоторым представлением об изучаемой теме. В ходе совместной аудиторной работы под чётким руководством преподавателя происходит обсуждение темы. Применение метода позволяет преподавателю решать практические и творческие задачи обучения во время аудиторных занятий; способствует активному взаимодействию студентов между собой, а также между преподавателем и студентами. Перевернутое обучение предполагает изменение функций не только преподавателя, но и обучающихся. Оно развивает целеустремленность, настойчивость и упорство [6]. Технология «перевернутый класс» позволяет также улучшить результаты тестирования учащихся [7]. Данный метод применяется при рассмотрении темы: «Самосовершенствование физического состояния».

«Метод проектов» – метод обучения, позволяющий сформировать у студентов опыт по созданию проектов. Это сценарии физкультурно-спортивных мероприятий, интеллектуальные задания, викторины, квесты, кроссворды, реклама, которые направлены на развитие или пропаганду ценностей физической культуры и спорта. Применение этого метода дает возможность студентам быть авторами и реализовывать свои проекты; учиться работать в команде ради достижения общей цели. Метод проектов развивает такие личностные качества, как целеустремленность, выдержка, терпение, умение договариваться и прислушиваться друг к другу. На практических занятиях по физической культуре студентами разрабатываются проекты «Физическое самосовершенствование».

В ходе выполнения этого проекта студенты приобретают навыки проведения функциональных проб; выявляют положительные и отрицательные стороны своего психофизического состояния, текущего образа жизни, уровня физической подготовленности; а также учатся ставить цель и формулировать задачи по совершенствованию своего физического состояния. Написание и реализация проекта происходит в несколько этапов.

На первом этапе, который реализуется в течение двух практических занятий осеннего триместра, студенты анализируют свой текущий образ жизни (режим дня, рацион питания, наличие вредных привычек, регулярность занятий физическими упражнениями и др.) и проводят в парах или в группах тесты и функциональные пробы, с помощью которых определяют текущее состояние некоторых функциональных систем организма. Результаты, полученные в ходе такой диагностической работы, заносятся в таблицу «Паспорт физического самосовершенствования». Важно отметить, что в условиях учебных занятий удобно применять такие тесты и функциональные пробы, которые выполняются в течение небольшого количества времени, но при этом являются информативными. К таким тестам и пробам мы относим: «Тест с линейкой», который оценивает простую двигательную реакцию; теппинг-тест – частоту движений; дыхательные пробы – проба Штанге и проба Генчи – устойчивость дыхательной системы к гипоксии; проба Ромберга – степень координационной устойчивости; проба Мартине, лестничная проба, Сит-тест – реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку, тренированность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Студенты также рассчитывают весо-ростовые индексы: весо-ростовой индекс Кетле и индекс массы тела (ИМТ).

Исходя из полученных личных результатов, формулируют индивидуальные цель и задачи физического самосовершенствования, устанавливают сроки, анализируя имеющиеся ресурсы. Составляют комплексный индивидуальный план, в котором прописывают способы и средства совершенствования показателей своего физического состояния, пути достижения цели. Студенты, как правило, ставят следующие цели: оптимизировать режим труда и отдыха, повысить уровень физической подготовленности или совершенствовать физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость), нормализовать вес тела, сбалансировать рацион питания, отказаться от вредных привычек.

На втором этапе – этапе реализации (занимает 3 месяца) студенты, в зависимости от поставленной цели, посещают учебно-тренировочные занятия на базе университета, а также в спортивных секциях вне вуза; вносят коррективы в рацион питания, режим труда и отдыха; приобретают навыки регуляции психоэмоционального состояния, закаливания организма. В ходе реализации проекта студенты консультируются с преподавателями кафедры физической культуры и спорта, со специалистами Краевого физкультурно-спортивного диспансера, Краевого центра медицинской профилактики и общественного здоровья.

На третьем этапе повторно проводятся тесты и функциональные пробы, анализируется образ жизни и на основании этого формулируются выводы о соответствии действительных результатов ожидаемым. Кульминационным итогом является устная защита своего проекта перед одногруппниками в рамках контрольного мероприятия на одном из практических занятий. Защита проекта оценивается по балльно-рейтинговой системе на основе разработанных критериев. Лучшие работы рекомендуются на ежегодный конкурс исследовательских работ, проводимый кафедрой физической культуры и спорта.

Метод проектов позволяет не только научить студентов проводить тесты и функциональные пробы, но и побуждает задуматься о своем образе жизни и здоровье с научной точки зрения. Данный метод имеет практико-ориентированную направленность и занимает особое место в работе по формированию у студентов универсальных компетенций.

Для выявления отношения студентов к практическим занятиям, проводимым на основе применения активных и интерактивных методов обучения, был организован опрос среди студентов 2 курса физического факультета. В опросе приняли участие 52 респондента. На вопрос «Нравятся ли Вам практические занятия по физической культуре?» 88,47% респондентов ответили, что нравятся, 9,61% выбрали ответ – «иногда нравятся», один респондент (1,92 %) выбрал ответ «не нравятся». На вопрос «Что именно нравится в таких занятиях?» 49,01% респондентов ответили, что «раскрыто практическое применение вопроса», 25,49% обучающихся отметили, что «вопросы рассматриваются с разных сторон», 19,6% респондентам понравилось, потому что «шло активное обсуждение вопроса». Три человека (5,88%) предложили свои варианты: «Начал вообще задумываться о важности и месте физической культуры в своей жизни», «Чувствовалась конкуренция, хотелось набрать больше баллов», «Разнообразие». Результаты опроса показали заинтересованность студентов в занятиях с применением активных и интерактивных методов обучения.

Заключение

Применение активных и интерактивных методов обучения на теоретических занятиях по физической культуре является весомым фактором в формировании универсальных компетенций у студентов классического вуза. Занятия, проводимые в таком формате, способствуют раскрытию личностных качеств студентов, стимулируют у них интерес к учебной дисциплине и формируют благоприятные условия для эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности и социальной жизни.


Библиографическая ссылка

Чедова Т.И. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 4. – С. 32-36;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12155 (дата обращения: 18.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674