В юриспруденции термин «источники права» имеет несколько значений, с технической точки зрения источники права отражают правовые нормы, используемые в обществе. Это нормотворческая деятельность, которая иногда приводит к установлению правовых норм для широкой общественности специально уполномоченными организациями и государством. Регламент отражает волю законодательного органа, а содержащиеся в нем правовые нормы должны выполняться, как правило, другой стороной, источником права является само право, то есть откуда мы получаем знания о праве (например, кодексы, правовые памятники, правовые практики, юридические тексты и т.д.). Помимо того что источник права является объективным фактором материального характера, влияющим на содержание права, он определяется нормативными правовыми актами. Это уровень экономического развития и система экономических отношений, формы собственности и другие подобные материальные условия жизни людей в обществе [1. с. 217].
В римской истории, которая была образцом или прообразом для правовых систем многих других стран, важным источником римского права было использование правил, дел, выработанное деловой практикой консулов и других должностных лиц.
Особенностью романо-германской правовой системы является то, что она существовала очень давно. Важным источником исламского права является священная книга ислама – Коран. Коран – священная книга мусульман, написанная на арабском языке. Мусульманские богословы говорят, что Коран, безусловно, не является научным трудом, но факты, упомянутые в нем, касающиеся самых разных областей знаний, показывают, что научный потенциал Корана во много раз превзошел уровень знаний, достигнутый человечеством на момент создания Корана. Сунна является вторым после Корана аргументом для «заключений» относительно предписаний ислама. Главной задачей сунны является дополнение и разъяснение Корана. Иджма – согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Кияс (сравнение) – если по нерешенному вопросу необходимо юридическое определение, когда другие источники не дают точной и ясной информации, суд может использовать сравнение, рассуждения и решения в новой ситуации на правовой основе.
В юриспруденции основными источниками права являются следующие.
1. Нормативный правовой акт
Законодательная деятельность компетентного органа по изменению, отмене или установлению правовых актов выражается в издании нормативно-правового акта. Его признаки:
– нормативные правовые акты издаются соответствующими органами государственной власти. Все государственные органы наделены правом издавать нормативные правовые акты в пределах своих полномочий. Эти документы носят государственно-преимущественный характер, и в случае необходимости их исполнение обосновывается мерами государственного воздействия. В этих случаях наиболее четко прослеживается связь с государством. В некоторых случаях правовые акты принимаются путем референдума;
– для обеспечения надлежащего качества нормативно-правовые акты принимаются посредством после определенной процессуальной последовательности. Процесс принятия нормативных правовых актов является законотворческой деятельностью;
– к нормативным правовым актам относятся правовые нормы общего характера, содержащие общие правила поведения, о чем свидетельствуют названия этих документов. Государственные органы выдают документы, относящиеся к различным сферам, но все они носят предписывающий характер.
Основное отличие нормативно-правовых актов от других источников права или иных актов, не входящих в норму права и адресованных конкретному лицу. Также необходимо знать смысл морально-политического акта. Это обращения разного рода. Поступки морально-политического значения получили наибольшее распространение в советское время;
– нормативно-правовые акты оформляются документально: указываются официальное название документа, наименование органа, издавшего нормативно-правовой акт; они имеют определенную форму и реквизиты, указаны место официального опубликования, время вступления в силу; они структурированы (законы объединены в статьи, статьи – в главы, главы – в разделы и т.д.). В обширных и чаще всего кодифицируемых правовых актах существует деление на общую часть и особенную часть;
– нормативно-правовые акты имеют юридическую силу. В официальных документах предусмотрены процедуры юридической силы и процедуры утраты.
Общие нормативно-правовые акты в государстве согласованы друг с другом и образуют определенную систему, называемую системой законодательства.
2. Правовой обычай
Исторически самым ранним видом источника права является юридический обычай. В юридической литературе распространено мнение, что обычай можно считать правомерным и поэтому включать в источники права, если его применение сопровождается государственными санкциями [2. с. 251]. От истории создания человечества до современности обычай играет важную роль в формировании общественных отношений. Особенности правового обычая: имеет локальный характер и применяется у небольшого круга лиц, носит консервативный характер и тесно связано с религией.
В последнее время в большинстве стран правовой обычай не имеет большого значения в формальной правовой системе. Хотя есть страны, где обычаи по-прежнему играют большую роль. Это развивающиеся страны Азии (например, Непал) и немусульманские страны, не подпадающие под китайские, японские и мусульманские правовые системы. Правовой обычай Кыргызской Республики является источником права. Некоторые имущественные отношения в Гражданском кодексе Кыргызской Республики регулируются обычаями делового оборота. В настоящее время сфера применения тарифов ограничивается в основном внешнеторговыми операциями, что по мере дальнейшего развития рыночных отношений потребует более детального и более высокого регулирования тарифов, разработанных в этой сфере [3, с. 179–181]. Правовая доктрина проводит различие между следующими типами правовых обычаев: прогрессивными, консервативными и реакционными. Систему источников обычного права кыргызов составляют: обычай, судебные прецеденты, правовые акты, морально-этические предписания, судебные решения, правосознание, наставления, религиозные запреты и дозволения, положения съезда биев – эреже и т.д. [4, с. 290–293].
3. Нормативный договор
В некоторых случаях договор может быть способом установления правовых норм. Договор содержит правовые нормы для урегулирования отношений между различными субъектами права. Такие соглашения могут использоваться для определения прав и обязанностей сторон и для определения законодательства, которому будущие стороны должны будут следовать. Нормативная ценность договоров относится к общим правовым системам. Основные черты нормативного договора и его важность очевидны в таких областях права, как международное право и Конституция.
4. Прецедент
Как известно, юридический прецедент – это механизм индивидуального разрешения спора, имеющего общее юридическое значение, через соответствующий уполномоченный орган государства.
Наиболее распространенными видами юридических прецедентов являются:
– административный;
– судебный;
– процедурный [5, с. 110].
В большинстве стран прецедент играет важную роль среди источников права. Административный прецедент относится к определенным правовым положениям, выраженным в действиях административных органов или административно-судебных органов в процессе решения правовых вопросов в ситуациях, когда отсутствует законодательное регулирование или имеется неопределенность, и служит образцом для решения. Последующие административные дела носят аналогичный характер. К примеру, В. Лазарева считает, в юриспруденции, принимая прецедент как источник права, изучают и ответственность в нем [6, c. 73]. Решение государственных органов, сравнивающее судебный прецедент конкретного судебного дела с ранее известным событием в общеобязательном порядке. Этот источник права часто используется в англо-саксонской правовой системе.
5. Правовая доктрина
Доктрина – система теоретических положений об области явлений и система взглядов любого ученого или мыслителя. Правовая доктрина – это взгляды и мнения ученых-юристов по вопросам, связанным с правом. Также правовая доктрина – это представление о законе и справедливости правоведов, мыслителей, превращающих свои трактаты в юридические нормы, использующих их как правила поведения (санкционированные государством). Он использовался во многих предыдущих случаях. Понятия древнеримских и греческих ученых применялись в развитом варианте во многих нормах. Ссылки на правовые доктрины часто встречаются в англо-саксонской системе. В настоящее время мусульманские правовые доктрины (иджма) используются в арабских странах как источник право. Как показывает практика, юридическая доктрина в качестве источника права широко применяется при разрешении имущественных, брачных и семейных споров в большинстве исламских стран. В странах с мусульманской правовой системой мнения мусульманских улемов признаются источником права при толковании священных мусульманских книг, таких как Коран и Сунна.
Правовая доктрина – это не только изучение права, но и результат толкования правовых норм [7, с. 61].
6. Религиозные тексты
Роль религии в жизни общества во всех рабовладельческих и феодальных странах была велика. Она оказала значительное влияние на государственную политику, в том числе на законодательную арену. Религиозные группы имели настолько большое влияние, что государство не хотело идти против них, поэтому они часто приобретали религиозный характер, придавая религиозным кодексам юридическую силу. Источники этих законов в основном связаны с исламскими законами, которые обычно имеют религиозную основу.
Определение круга источников различных правовых систем имеет решающее значение для выявления многих явлений правовой реальности. В частности, форма закона влияет на выбор метода правового регулирования; форма закона определяет нормальность, степень обязательности и юридическую силу различных нормативных актов. В современном мире религиозные организации являются источником права в исламских странах (Коран), индуистских странах (Шастра, Веды) и Ватикане (Библия). Однако в этих странах нормативно-правовой акт также получает все большее распространение.
Целями данной работы являются всестороннее исследование, раскрытие понятия и правовых характеристик источников права, определение основных функций источников права, разработка структурных видов источников и демонстрация их правовой значимости.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу исследования составила методика, способная решить поставленную задачу и достичь цели исследования. В частности, использовались такие общенаучные методы, как историко-правовой метод, сравнительный метод, метод системно-структурного анализа. При написании данной статьи в качестве методов получения новых знаний применялись сравнение, аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция.
Теоретическую основу исследования составили труды некоторых авторов. М.И. Абдулаев дает общую характеристику источников права при исследовании термина «источники права». Далее автор использовал труды ученого В.М Баранова как материал, имеющий непосредственное отношение к данной статье. Указанный автор попытался провести исследование в историко-правовом направлении, считая, что «…исторически сложилось так, что первыми источниками права в истории человечества являются обычаи». В настоящее время к проблемам в сфере применения обычаев при осуществлении юридических действий в различных отраслях посвящены труды ученого В.Д. Перевалова. Также теме «обычное право как источник права» посвящены многолетние труды юриста-историка Б.И. Борубашева, обширно исследовал тему «судебные прецеденты» В.В. Лазарев. Также бротшую роль сыграли работы М.Н. Марченко как источники права.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате этого исследования хотелось бы сказать, что правовые формы как виды источников права имеют большое значение для укрепления верховенства закона в государстве. Юридическая наука должна реализовываться путем создания доступных качественных предложений по совершенствованию источников права. Также важно учитывать мнения и предложения ученых при формировании эффективной системы источников права. Хотелось бы отметить необходимость для авторов дать практические рекомендации по исследуемой теме и указать направление дальнейшего развития.
Кроме того, выявленные в ходе исследования материалы введены в процесс обучения в таких областях, как история, история отечественного государства и права, теория государства и права, римское право, история политических и правовых учений, история государства и права зарубежных стран и т.д.
Каждое правовое государство имеет свои источники права. В англосаксонской правовой системе основным источником права является юридический прецедент. А в романо-германской правовой системе используются нормативно-правовые акты. В мусульманских странах религиозные тексты применяются как источник права.
Понимание термина «источник права» обусловлено тем, что в обществе существуют различные взгляды и разное понимание права. Если в основе правосознания лежит нормативный подход, а правовые источники обычно определяются законотворческой деятельностью – это правовая деятельность государства. В общей юридической науке источник права – это понятие, занимающее особое место и особый институт, который долгое время остается спорным и в настоящее время является предметом дискуссии. В то же время в научной литературе ученые подчеркивают, что источник права является важным понятием и различные исследования происхождения права как юридического института весьма значимы [8, с. 13–14]. Несмотря на это, они всегда были и остаются очень важными факторами влияния на общественные отношения и различные общественно-политические институты по сравнению с неправильными средствами [9, с. 133].
Заключение
Источником права является появление правовых норм и права для укрепления государство. В некоторой юридической литературе источник права и правовая форма считается синонимами, в других местах они рассматриваются отдельно.
Источник права – фактор, определяющий содержание правовой нормы и закона. Форма права есть его внешнее проявление, если нормы рассматривать как силу и основу является. Источники права имеют официальный характер и реализуются путем правотворчества (когда нормативные акты принимаются уполномоченными государственными органами) или санкционирования (государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы и придают юридическую силу). Для того чтобы определить источники права, необходимо его признание государством, т.е. обязанность всех государственных органов соблюдать и исполнять закон или в противном случае судебные органы, как основание для принятия решений вышестоящими судами. Применение – это признание правовых норм как в письменной форме, так и по смыслу. Кроме того, легальные источники должны быть социально легитимными. Это законный и т.п. в этом обществе. Общество больше озабочено регулированием отношений должны уметь распознавать нормы. Источники права историчны по отношению к форме государства, в зависимости от религиозного пути они будут находиться в разных состояниях и их состав не будет постоянным.
Библиографическая ссылка
Токтакун кызы Г.Т. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 6. – С. 25-29;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12167 (дата обращения: 30.12.2024).