Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СУЩНОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ОЦЕНКА

Арсланбекова Р.М. 1
1 Образовательный центр «Пингвинята»
В современном мире понимание и развитие эмоционального интеллекта детей, обучающихся в образовательных учреждениях, имеет первостепенную важность для всего общества в целом. Отсюда понятно, что упущенное эмоциональное развитие детей – это упущенные возможности развития общества и государства. В современных условиях информационного дисбаланса и давления на неокрепшую психику молодежи как никогда актуализируется роль эмоционального и патриотического воспитания детей и подростков. В ходе исследования определены основные категории, характеризующие сущность и понимание эмоционального интеллекта, как составляющей категории интеллектуально-эмоциональных способностей личности. Проведено исследование эмоционального интеллекта обучающихся 3-х и 7-х классов городской школы, по методике «ЭмИн» Д.В. Люсина, по разделам: межличностный фактор эмоционального состояния обучающегося, внутриличностный фактор эмоционального состояния обучающегося, понимание своего эмоционального состояния, а также управление эмоциональным состоянием. Методология проведенного исследования основана на корректном использовании общенаучных методов анализа и синтеза, а также систематизации и сравнения результатов тестирования обучающихся общеобразовательных учреждений. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о возрастной разнице в уровне эмоционального интеллекта обучающихся, но вне зависимости от возрастной разницы эмоциональный интеллект лучше развит у девочек, чем у мальчиков. Однако мальчики характеризуются более развитой способностью контроля эмоций. В то же время эмоциональный интеллект детей-школьников вне зависимости от их возраста нуждается в постоянном и целенаправленном развитии как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Исследование подготовлено в рамках реализации гранта Главы Республики Дагестан 2023 г. (Распоряжение Главы Республики Дагестан Меликова С.А. № 182-рг от 14 декабря 2023 г. «О присуждении грантов Главы Республики Дагестан по результатам конкурса, проведенного в 2023 году»).
эмоциональный интеллект
межличностные отношения
обучающиеся образовательных учреждений
эмоции
1. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. Vol. 9. P. 185–211.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. 541 с.
3. Новикова Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей. [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1september.ru/articles/211278 (дата обращения: 15.03.2024).
4. Кузнецова К.С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 4. С. 84-92.
5. Люсин Д.В. Тест эмоционального интеллекта (ЭмИн). [Электронный документ]. URL: https://online-edu.ranepa.ru/pluginfile.php/43054/mod_resource/content/2/2020-12_HMF_m01-01_dop.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

В современном мире понимание и развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) детей, обучающихся в образовательных учреждениях, несомненно, недооценено как для общества, так и для всего государства в целом. Необходимо понимать, что упущенное эмоциональное развитие детей – это упущенные возможности развития общества и государства. В современных условиях информационного дисбаланса и давления на неокрепшую психику молодежи как никогда актуализируется роль эмоционального и патриотического воспитания детей и подростков.

ЭИ принято определять как способность индивида принимать, понимать и контролировать эмоции и эмоциональные всплески, а также верно выстраивать эмоциональный фон построения межличностных и общественных отношений.

Многие исследователи ЭИ и практикующие психологи считают, что человека можно обучить пониманию и контролю своего эмоционального состояния, в то время как среди ученых также присутствует убежденность, что эмоциональная стабильность, как и прочие умственные способности, это в первую очередь черты, передающиеся больше по наследству, чем приобретаемые в ходе обучения и воспитания.

Одними из первых ученых, озвучивших мнение о возможности обучения контролю и пониманию эмоционального состояния человека, являются П. Сэловей и Дж. Майер [1]. В своем исследовании они дали уточняющее определение категории эмоциональный интеллект на основе определения его как определенного подмножества такой более широкой дефиниции, как социальный интеллект.

Посредством определения характерных черт, присущих социальному интеллекту (аспекты межличностного понимания эмоционального состояния), Петр Сэловей и Джон Майер пришли к мнению, что ЭИ человека должен включать в себя три взаимосвязанные способности: 1) понимание и выражение эмоций; 2) контроль и регуляция эмоций; 3) анализ и практическое применение эмоций [1].

Д. Гоулман [2] предложил не разделять ЭИ и интеллект умственный, выражающий объем возможных умственных способностей человека посредством определения его интеллектуальных возможностей (коэффициента интеллекта (IQ)). С чем нельзя не согласиться, поскольку эмоциональная стабильность человека, отражающаяся в его эмоциональном интеллекте, является более первостепенной категорией, позволяющей ему удерживать контроль над собственными эмоциями и воспринимать эмоции окружающих.

В то же время, основываясь на исследованиях Д. Гоулмана, можно утверждать, что ЭИ – это в первую очередь наличие некой совокупности интеллектуальных и эмоциональных человеческих способностей воспринимать, анализировать и передавать свои эмоции посредством взаимодействия с другими людьми. Наличие подобной совокупности способностей позволяет человеку стать успешным в обществе только при соблюдении условия превалирования ЭИ над интеллектом знаний и умений.

В зависимости от багажа интеллекта знаний и умений ЭИ может различаться по возрасту человека и накопленному жизненному опыту. Что, безусловно, определяет ЭИ детей как в разы более низкий, чем ЭИ взрослого человека. Это еще раз доказывает необходимость развития детского ЭИ с раннего возраста, что позволит взрастить успешную и гармоничную личность.

Поэтому развитие способностей понимать и контролировать свое эмоциональное состояние у детей школьного возраста имеет первостепенное значение, поскольку именно в этот период их развития дети формируют и пытаются осознать либо принять эмоционально-социальное взаимодействие и контакты с окружающим миром. В этот же период у них формируются навыки и умения «вставать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства» [3].

Особенное значение имеет развитие способностей осознавать свой ЭИ и контролировать свое эмоциональное состояние среди обучающихся старших классов образовательных учреждений. Поскольку, согласно мнению Л.М. Новиковой, именно в этом возрасте обучающиеся в образовательных учреждениях отличаются «гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира» [3]. Современные специальные обучающие курсы по развитию ЭИ существенно облегчают социализацию и коммуникацию детей за счет повышения их эмоциональной компетентности.

Человек, осознающий свой ЭИ и умеющий им пользоваться, становится более мудрым, терпимым и уверенным в поведении, осознает свои эмоции и понимает эмоции окружающих, а значит, оценивает свои поступки и реакции, а также поступки и реакции окружающих.

«Иными словами, эмоциональный интеллект представляет собой непрерывный процесс вчувствования, оценивания выбора действий, причем этот выбор основывается не столько на принципах и правилах поведения, сколько на умении поставить себя на место другого и почувствовать его переживания и эмоции» [4].

Целью исследования является изучение и понимание уровня развития ЭИ, обучающихся в городских общеобразовательных учреждениях (г. Махачкала).

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели было проведено тестирование обучающихся в образовательном учреждении Махачкалы, в частности 49 обучающихся, из которых 24 обучающихся – ученики 3-х классов (13 девочек и 11 мальчиков) и 25 обучающихся – ученики 7-х классов (12 девочек и 13 мальчиков). Тест, проведенный среди обучающихся в общеобразовательном учреждении, основан на методике «Эм/Ин» Д.В. Люсина [5] и представляет собой опросник, который включает 46 утверждений и 4 возможных варианта, описывающих реакцию/отношение тестируемого на них.

«Все утверждения объединяются в пять подразделов, которые, в свою очередь, объединяются в четыре больших раздела более общего порядка:

1) раздел межличностный ЭИ – способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (ПЭиУ);

2) раздел внутриличностный ЭИ – способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (ПСЭиУ);

3) раздел общее понимание эмоций – способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПСЧЭ);

4) раздел общее управление эмоциями – способность к управлению своими и чужими эмоциями (УСЧЭ) [5].

«Подраздел ПЧЭ – понимание чужих эмоций – способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей» [5].

«Подраздел УЧЭ – управление чужими эмоциями – способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми» [5].

«Подраздел ПСЭ – понимание своих эмоций – способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию» [5].

«Подраздел УСЭ – управление своими эмоциями – способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные» [5].

«Подраздел КЭ – контроль экспрессии – «способность контролировать внешние проявления своих эмоций» [5].

Таблица 1

Система оценки отношения/реакции тестируемого в баллах [5]

Варианты возможных ответов

Значение в прямом порядке

Значение в обратном порядке

Полностью не согласен с утверждением

0

0

Больше не согласен, чем согласен с утверждением

1

1

Больше согласен, чем не согласен с утверждением

2

2

Полностью согласен с утверждением

3

3

Таблица 2

Шкала показателей эмоционального состояния/интеллекта [5]

Подраздел

Порог значения ЭИ – очень низкий

Порог значения ЭИ – низкий

Порог значения ЭИ – средний

Порог значения

ЭИ – высокий

Порог значения ЭИ – очень высокий

ПЧЭ

от 0 до 19

от 20 до 22

от 23 до 26

от 27 до 30

свыше 31

УЧЭ

от 0 до 14

от 15 до 17

от 18 до 21

от 22 до 24

свыше 25

ПСЭ

от 0 до 13

от 14 до16

от 17 до 21

от 22 до 25

свыше 26

УСЭ

от 0 до 9

от 10 до 12

от 13 до 15

от 16 до 17

свыше 18

КЭ

от 0 до 6

от 7 до 9

от 10 до 12

от 13 до 15

свыше 16

ПЭиУ

от 0 до 34

от 35 до 39

от 40 до 46

от 47 до 52

свыше 53

ПСЭиУ

от 0 до 33

от 34 до 38

от 39 до 47

от 48 до 54

свыше 55

ПСЧЭ

от 0 до 34

от 35 до 39

от 40 до 47

от 48 до 53

свыше 54

УСЧЭ

от 0 до 33

от 34 до 39

от 40 до 47

от 48 до 53

свыше 54

ОЭС/И

от 0 до 71

от 72 до 78

от 79 до 92

от 93 до 104

свыше 105

Таблица 3

Система ключей расшифровки эмоционального интеллекта [5]

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

ПЧЭ

1+3+11+13+20+27+29+32+34

38+42+46

УЧЭ

9+15+17+24+36

2+5+30+40+44

ПСЭ

7+14+26

8+18+22+31+35+41+45

УСЭ

4+25+28+37

12+33+43

КЭ

19+21+23

6+10+16+39

ПЭиУ

1+3+9+11+13+15+17+20+24+27+29+32+34+36

2+5+30+38+40+42+44+46

ПСЭиУ

4+7+14+19+21+23+25+26+28+37

6+8+10+12+16+18+22+31+33+35+39+41+43+45

ПСЧЭ

1+3+7+11+13+14+20+26+27+29+32+34

8+18+22+31+35+38+41+42+45+46

УСЧЭ

4+9+15+17+19+21+23+24+25+28+36+37

2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44

ОЭС/И

1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37

2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46

Часть отношения/реакции тестируемого на то или иное утверждение оценивается в виде определенного количества баллов, в то же время некоторые пункты отношения/реакции тестируемого интерпретируются в обратном порядке (табл. 1).

По итогу теста «ЭмИн» нормативные показатели распределяются согласно табл. 2.

В табл. 2 значения:

ПЭиУ = ПЧЭ + УЧЭ, ВЭИ =

= ПСЭ + УСЭ + КЭ, ПСЧЭ =

= ПЧЭ + ПСЭ, УСЧЭ = УЧЭ +УСЭ,

а общее эмоциональное состояние/интеллект

ОЭС/И = ПЧЭ + УЧЭ + ПСЭ + УСЭ + КЭ.

Результаты, полученные по итогам тестирования, расшифровывались согласно системе ключей, представленной в табл. 3.

Каждому из тестируемых было предложено заполнить опросник и напротив представленных утверждений указать наиболее приемлемый для них вариант.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные в ходе анализа заполненных опросников, представлены в табл. 4 и 5.

Среди обучающихся 3-х классов зафиксирован лишь один результат с показателем ЭИ – «очень низкий», который относится к группе мальчиков (9,09 %). Как среди мальчиков, так и среди девочек результат низкий ЭИ показало одинаковое количество тестируемых – 4, но при этом среди девочек подобный результат составляет 30,76 %, а среди мальчиков – 36,36 %. Средний ЭИ среди девочек показали 5 учениц (38,46 %), у мальчиков – 4 ученика (36,36 %). По показателю высокий и очень высокий интеллект девочки также показали лучший результат 3/1 учениц (23,07 %/7,69 %) против результата мальчиков 2/1 (18,18/-).

Таблица 4

Оценка ЭИ обучающихся 3-х классов

Показатель ЭИ

Девочки

Мальчики

Кол-во

%

Кол-во

%

Порог значения ЭИ – очень низкий

-

1

9,09

Порог значения ЭИ – низкий

4

30,76

4

36,36

Порог значения ЭИ – средний

5

38,46

4

36,36

Порог значения ЭИ – высокий

3

23,07

2

18,18

Порог значения ЭИ – очень высокий

1

7,69

Источник: составлено автором.

Таблица 5

Оценка ЭИ обучающихся 7-х классов

Показатель ЭИ

Девочки

Мальчики

Кол-во

%

Кол-во

%

Порог значения ЭИ – очень низкий

1

7,69

Порог значения ЭИ – низкий

2

16,66

5

38,46

Порог значения ЭИ – средний

5

41,66

4

30,76

Порог значения ЭИ – высокий

4

33,33

3

23,07

Порог значения ЭИ – очень высокий

1

8,33

Источник: составлено автором.

Среди обучающихся 7-х классов также наиболее благоприятные результаты зафиксированы среди девочек, например результат высокий и очень высокий ЭИ показали 5 (4/1) учениц (41,66 %). В то время как среди мальчиков высокий и очень высокий ЭИ продемонстрировали лишь 3 (3/-) ученика (23,07 %). По показателю среднего ЭИ также лидируют девочки, обходя мальчиков более чем на 10 %.

В общем среди обучающихся в общеобразовательном учреждении города показатели степени развития ЭИ имеют следующие значения:

1. Пороговое значение ЭИ – очень низкий – 4 %.

2. Пороговое значение ЭИ – низкий – 31 %.

3. Пороговое значение ЭИ – средний – 37 %.

4. Пороговое значение – высокий – 24 %.

5. Пороговое значение – очень высокий – 4 %.

Заключение

По результатам проведенного тестирования и исследования его результатов можно утверждать, что эмоциональный интеллект обучающихся в старшем классе выше, нежели эмоциональный интеллект обучающихся в младшем классе.

В то же время независимо от возраста эмоциональный интеллект девочек превышает эмоциональный интеллект мальчиков. Это означает, что у девочек лучше развито чувство восприятия чужих эмоций, а также они лучше понимают эмоции.

Но при этом понимание личных эмоций и способность контролировать эмоциональные всплески оказалась выше у мальчиков вне зависимости от возраста.

В заключение хотелось бы отметить, что эмоциональный интеллект детей школьников вне зависимости от их возраста нуждается в целенаправленном развитии и контроле со стороны как родителей, так и педагогов. Другим качественным направлением повышения эмоционального интеллекта обучающихся в общеобразовательных учреждениях является ежедневная работа педагогического состава в целях укрепления их морально-нравственных качеств, повышения патриотизма и понимания себя и окружающего мира.


Библиографическая ссылка

Арсланбекова Р.М. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СУЩНОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ОЦЕНКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2024. – № 2. – С. 26-30;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12177 (дата обращения: 17.08.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674