Введение
Критерием гуманности любого общества является готовность его членов оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается, и делать это настолько, насколько позволяют имеющиеся знания, возможности и компетенции. Милосердие, поддержка, труд на благо других, социальная осознанность и ответственность всегда пользовались уважением и признанием людей. Примерами такого служения являются деятельность Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, российских добровольческих движений и благотворительных фондов («Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Русфонд», «Обнаженные сердца», «Алеша» и др.), волонтеров ООН, отдельных организаций и граждан. Они помогают людям, находящимся в трудной ситуации, больным, нуждающимся; оказывают материальную, моральную, психологическую поддержку; развивают культуру, спорт, образование.
В последние годы к рядам добровольцев присоединяется все больше молодых людей, в том числе студентов, учащихся, школьников, которые считают своим долгом внести посильный вклад, приобрести новый опыт, попробовать свои силы в новой сфере, развить дополнительные компетенции.
Наряду с общественными организациями и гражданскими инициативами подготовка к добровольчеству осуществляется во многих российских учреждениях высшего, профессионального, общего среднего образования. В 2023 г. ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» (далее ЮГУ) вошел в число 100 российских вузов – участников пилотного проекта, в которых вводится программа «Обучение служением». В этой связи в учебные планы университета включена дисциплина «Основы проектной деятельности. Общественный проект “Обучение служением”» для обязательного освоения студентами всех направлений. Первоначально она реализуется в форме лекций и практических занятий для подготовки к последующей практической деятельности по осуществлению различных проектов.
В данной статье будет описана социальная значимость проекта «Дарить добро», реализованного студентами 2 курса ЮГУ, участие в котором является добровольным, определяется желанием помогать другим, расширять профессиональный и жизненный опыт.
Цель исследования: моральная, психологическая поддержка детей – пациентов педиатрического отделения больницы.
Объект исследования: организация свободного времени маленьких пациентов.
Предмет исследования: проект «Дарить добро» как средство развития положительных эмоций, образования и воспитания детей.
Задачи исследования:
1. Определение социальной проблемы проекта, составление алгоритма действий по его осуществлению.
2. Проведение воспитательных, образовательных, развивающих, культурных активностей (чтение книг, рисование, игры, изготовление поделок, просмотр мультфильмов и т. д.), познавательных и индивидуальных бесед с детьми.
3. Создание условий для развития положительных эмоций, позитивного настроения, самореализации у маленьких пациентов.
4. Формирование у студентов 2 курса дополнительных компетенций, практических умений и навыков решения социальных задач.
5. Обобщение полученных результатов.
Исследование проводилось в педиатрическом отделении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница» г. Ханты-Мансийска (далее БУ ХМАО-Югры «ОКБ»). Участниками стали 260 детей – пациентов отделения в возрасте от 0 до 16 лет; 6 студентов 2 курса ЮГУ, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика», «Химия», «Социальная работа». Проект «Дарить добро» реализовывался в течение 6 месяцев: с октября 2023 г. по апрель 2024 г.
Материалы и методы исследования
Применялись эмпирические методы: наблюдение, беседа, сбор и обработка материала, мониторинг эмоционального состояния детей, анализ и обобщение результатов исследования.
Актуальность исследования состоит в проверке эффективности применения общественного проекта «Дарить добро» в развитии положительных эмоций у маленьких пациентов, способствующих улучшению настроения, скорейшему выздоровлению; самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем участия в различных культурно-познавательных, образовательных и воспитательных активностях. Совместное участие в реализации проекта ЮГУ и ОКБ представляет собой новый способ взаимодействия образовательного и медицинского учреждения по решению важных социальных задач.
Результаты исследования и их обсуждение
Общественные проекты стали сегодня повседневной практикой. Они представляют собой оказание помощи и поддержки незащищенным слоям на государственном, региональном, муниципальном и других уровнях путем эффективной организации работы; включают совокупность действий и мероприятий, направленных на выполнение задач, достижение запланированных результатов в решении актуальной социальной проблемы.
Несмотря на большую востребованность и активное применение в настоящее время социальное проектирование имеет давнюю историю развития. Его основы были заложены древнегреческими мыслителями Аристотелем, Демокритом, Гераклитом, Платоном и др. Они описали первые социальные формы и практики, новые модели общества и человека в нем. Так, Платон создал идеальную модель будущего справедливого общественного строя. В своем труде «Государство» он упомянул некоторые составляющие социального проектирования: социальный заказ, целеполагание, инвентаризация, субъект-объектные отношения, анализ [1].
В России социальные проекты получили широкое распространение в первые годы существования советского государства. Они касались экономики, образования, культуры и других сфер деятельности, были обусловлены социальной и хозяйственной необходимостью: в стране были разруха, разгул преступности, безграмотность и др. Начиная с 1920-х гг. касались социальных преобразований: экономия ресурсов, повышение эффективности труда, организация рабочего места и т.д.
Общей целью социального проекта является создание нового, поддержание или реновация существующего объекта, имеющего важную социальную значимость (Г.А. Антонюк, Н.А. Аитов, Т.М. Дридзе, М.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко). Он представляет собой деятельность, ориентированную на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем (Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко, О.Н. Яницкий и др.). Результатом должно стать создание определенного материального или духовного продукта, улучшение социальной среды, общества. Участие в проектах дает возможность, подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, сформировать активную гражданскую позицию, привить общечеловеческие ценности [2].
Социальный проект может рассматриваться как ограниченная по времени деятельность, направленная на достижение результата для конкретной целевой аудитории. Заказчиками выступают заинтересованные в улучшении социальной среды организации, поскольку реализация проекта может решить некоторые социальные проблемы. Чаще всего они затрагивают такие области, как здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, услуги населению, забота о пожилых людях и детях.
Сегодня социальные проекты являются важным инструментом в осуществлении Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в частности пункта 1б о «реализации потенциала каждого человека, развитии его талантов, воспитании патриотичной и социально ответственной личности» [3].
Исходя из цели и задач исследования, социальный проект рассматривается как общественно полезная деятельность студентов по организации свободного времени детей, находящихся на лечении в медицинском учреждении, направленная на развитие положительных эмоций, формирование позитивного настроения, способствующих улучшению их физического, психологического, морального состояния.
Благополучателем проекта «Дарить добро» является педиатрическое отделение БУ ХМАО-Югры «Окружная клиническая больница». В нем проходят лечение дети разного возраста, некоторые из них – длительное. Они изолированы от обычной детской и школьной жизни, участия в разного рода активностях, не имеют возможности полноценно учиться и развиваться, скучают по дому и родителям, чувствуют себя одинокими.
Наблюдение за детьми показало, что у них часто отсутствуют настроение, желание что-либо делать (играть, читать книги, общаться с другими детьми). Они подавлены, расстроены, напряжены, что неблагоприятно сказывается на здоровье, замедляет процесс выздоровления. Причинами такого эмоционального состояния является не только болезнь, но и отсутствие постоянной поддержки и внимания, к которым они привыкли в семье; поводов для радости; возможности самореализации.
Между процедурами и лечением у детей есть достаточно свободного времени, которое они не хотят и не умеют провести с пользой для себя. Штатные педагоги – организаторы досуга, работающие в отделении, загружены повседневной работой. Им часто не хватает времени для проведения интересных творческих мероприятий, индивидуальных бесед с маленькими пациентами, оказания им психологической и моральной поддержки.
Посильную помощь в решении данной проблемы могут оказать добровольцы – студенты ЮГУ, у которых есть некоторый опыт работы с детьми, организации мероприятий; сформированы определенные профессиональные компетенции (способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения; осуществлять социальное взаимодействие, деловую коммуникацию и др.) [4]. Кроме того, они испытывают огромное желание оказать помощь детям в сложной жизненной ситуации. Новый опыт взаимодействия научит работать в команде, поможет сплотиться для выполнения задач, осознать свою роль в жизни общества, привить нравственные ценности, такие как долг, ответственность, милосердие и др.
Исследование включало 3 этапа:
1) организационный: сбор, анализ и обработка информации, составление плана работы;
2) основной: изучение дидактической, психологической, специальной литературы, подбор материала, разработка и составление планов-конспектов активностей; проведение мероприятий, бесед с детьми; мониторинг настроения и эмоционального состояния маленьких пациентов;
3) заключительный: проведение бесед с детьми и педагогами педиатрического отделения для оценки проделанной работы; анализ проведенной работы; обобщение результатов.
Перед началом работы над проектом была проведена встреча с представителем заказчика, чтобы уточнить цель и задачи. Результатом стало знакомство с деятельностью ОКБ по работе с детьми, находящимися на лечении; медперсоналом педиатрического отделения; правилами и внутренним распорядком лечебного учреждения.
Было принято решение об оказании помощи в организации и проведении воспитательных, образовательных, культурных и других активностей по субботам, поскольку у штатных педагогов – организаторов досуга в этот день выходной, а студенты вполне могут справиться с их обязанностями. Такой вид деятельности позволит им приобрести дополнительные компетенции, получить новый опыт взаимодействия с детьми по решению социальных задач.
После беседы с заказчиком и педагогами-организаторами участники проекта составили чек-лист активностей, которые могли бы быть интересны детям. Учитывая разный возраст пациентов, необходимо запланировать такие мероприятия, которые будут интересны всем. В чек-лист вошли мастер-классы по изготовлению поделок: оригами «Осенние листья», новогодние украшения для елочки, открытка маме, подарок папе и др.; тематические беседы о временах года, уникальных географических объектах, важных событиях в календаре, правилах поведения при пожаре, на дороге и др.; коммуникативные, настольные, подвижные игры, танцевальные разминки; совместное чтение и обсуждение произведений художественной литературы; просмотр мультфильмов и детских фильмов; художественное творчество «Портрет мамы»; познавательные конкурсы, викторины и др.
Для определения эмоционального состояния детей каждое мероприятие заканчивалось рефлексией. Им предлагалось оценить свое настроение. Поскольку некоторые не умеют писать, применялась активность по изготовлению аппликации «Цветик-многоцветик». Каждый ребенок выбирал для себя лепесток, цвет которого наиболее соответствовал его настроению, и приклеивал к стеблю на лист бумаги.
Использовалась цветовая палитра, общепринятая в психологии [5]: желтый, красный, оранжевый, розовый, голубой, зеленый, фиолетовый – маркеры хорошего настроения; коричневый, черный, серый – показатели подавленности, грусти, тоски у ребенка. После каждого мероприятия дети приклеивали лепестки на аппликацию, что позволяло студентам контролировать эмоциональный фон и своевременно проводить индивидуальные беседы, если ребенок выбирал «грустные» лепестки. После участия в нескольких активностях и оценки своего настроения дети собирали все лепестки в общий цветок.
Первые лепестки, которые дети приклеили на цветок в начале работы над проектом, были черного (тревожность, неизвестность) и коричневого (душевные переживания) цвета. Наблюдение показало, что ребята разрознены и обособлены, каждый занят своими делами. Они не хотят общаться, играть друг с другом. Им скучно, настроение подавленное. Очевидна необходимость продолжения работы над проектом и проведения разного рода активностей, чтобы объединить детей, заставить действовать сообща, совместно решать определенные задачи, быть активными – и таким образом попытаться вернуть их к полноценной жизни.
За время реализации «Дарить добро» студенты разработали и провели 18 познавательных, воспитательных, развивающих активностей; организовали социальную акцию по сбору книг, настольных игр, канцтоваров и других предметов для организации досуга (около 200 наименований). Для освещения хода и результатов работы участники проекта создали страничку в социальной сети «В Контакте», на которой они размещали актуальную информацию.
Дети, находящиеся на лечении, с нетерпением ждали прихода волонтеров. Они охотно и активно участвовали в мероприятиях, делились со своими старшими товарищами радостями и проблемами, рассказывали, как проходит лечение, просили совета. Постепенно эмоциональный фон стабилизировался, настроение улучшилось. Это подтверждают аппликации «Цветик-многоцветик».
Большинство маленьких пациентов приклеивали оранжевые (жизнерадостность, тепло, хорошее настроение), красные (работоспособность, активность, бодрость), желтые (счастье, оптимизм), зеленые (спокойствие, безопасность), розовые (беззаботность, веселье) лепестки. Такой выбор подтверждает эффективность мероприятий, организованных студентами. Дети чувствуют внимание, заботу, поддержку; не остаются один на один со своей болезнью; обретают уверенность в себе и своих силах. Они хотят поскорей поправиться и вернуться домой.
Применялись также другие формы рефлексии. На последнем занятии детям было предложено нарисовать свое настроение. Критерием оценивания выступала цветовая палитра и сами изображения. Ребята рисовали ярко-желтое улыбающееся солнышко, цветы, деревья, родителей, друзей, домашних питомцев. На всех рисунках доминировали оттенки хорошего настроения. Таким образом, поставленные в проекте задачи были успешно решены.
Заключение
Общественный проект «Дарить добро» является эффективным средством развития положительных эмоций у детей, находящихся в лечебном учреждении. Мероприятия, проводимые в рамках проекта, способствуют улучшению настроения маленьких пациентов, укрепляют веру в скорейшее выздоровление; позволяют чувствовать заботу и внимание старших товарищей.
Участие детей в различных культурно-познавательных, образовательных активностях способствует самореализации личности ребенка, помогает раскрыть его интеллектуальные и творческие способности, расширяет кругозор, углубляет знания.
Работа над подготовкой и проведением мероприятий обогатила знания и опыт студентов. Они научились осуществлять поиск необходимого материала в различных источниках, критически мыслить, составлять планы-конспекты активностей и проводить их с детьми; расширили опыт взаимодействия с маленькими пациентами; развили дополнительные компетенции; приобщились к нравственным ценностям.
Выводы и результаты исследования помогают понять важность реализации подобных проектов в решении социальных задач. Описанный опыт работы может быть интересен и полезен в работе с детьми в лечебных учреждениях.
Библиографическая ссылка
Владимирова С.В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2024. – № 3. – С. 10-14;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12179 (дата обращения: 21.11.2024).