Введение
Образовательная система закономерно претерпевает изменения, подстраиваясь под особенности сознания, восприятия и социальных приоритетов современного общества. Теряет актуальность обучение, главным результатом которого считается приобретение определенной суммы знаний, необходимой для полноценного личностного и интеллектуального формирования и развития учащегося. Приоритетное значение приобретают умение применять полученные знания на практике и способность осуществлять самостоятельный поиск информации. Подход к преподаванию, учитывающий названные приоритеты, согласно исследованию М.Ю. Коршунова [1], это системно-деятельностный подход. Его успешная реализация в ходе учебного процесса зависит от наличия регионального учебника, в котором содержится комплекс знаний по географическим, историческим и культурным особенностям родного края, который необходимо усвоить учащемуся конкретного класса.
В.В. Коркунов отмечает, что саморазвитие путем исследования родного края превосходит саморазвитие посредством личностного опыта, «поскольку, познавая населенный пункт, выявляя его образ, исследователь учится у него, и эта учеба – совершенно иных масштабов, нежели учеба на человеческих ошибках и поведенческих шаблонах. Образ – одушевляет и, в известном смысле, “очеловечивает”. И, как каждая “биография”, в нашем случае, духа, – учит» [2, с. 198].
Термином «локальный» обозначается текст, который формирует и расширяет художественный, мифологический и культурно-исторический облик определенной территории. «Для локального текста характерны единство и семантическая связность. Несмотря на то, что это корпус текстов, за каждым из которых стоит свой автор, такой текст имеет единое смысловое ядро, под которым подразумевается не столько объект описания, сколько установка описания, или семантическая сверхзадача автора по отношению к дескрипции места» [3, с. 78]. Д.Б. Терешкина и Т.С. Князева относят новгородский текст к наиболее определенно очерченным локальным текстам с фокусом на историю города как на наиболее важный концепт; остальные концепты «составляют то семантическое поле новгородского текста, которое определяет и выделяет Новгород в числе других знаковых мест Русской земли» [4, с. 296].
Цель исследования – изучение новгородского локального текста. Необходимо выявить черты, характеризующие новгородский локальный текст, воплощенный в учебной краеведческой литературе.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования является учебное пособие по новгородике для шестых классов под редакцией Б.Н. Ковалёва [5]. В исследовании также упоминается пособие «История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца XV века: учеб. пособие для основной общеобразовательной школы» Н.В. Варнаевой [6].
Применяя метод сравнительного анализа, автор исследования сопоставляет основные концепты новгородского локального текста с их реализацией в учебной литературе, выявляя таким образом характеристики этой разновидности новгородского текста.
Результаты исследования и их обсуждение
Форма и способ подачи информации в пособии обусловлены целями, которые ставит перед собой современная краеведческая литература. Ю.С. Самохин и О.Б. Чистякова выявляют две основные цели преподавания краеведения в учебных заведениях:
1. Опираясь на достижения и опыт прошлых поколений, выработать у подрастающего поколения морально-нравственные ценности, подвигающие на созидательный труд, на продолжение благородного дела предков.
2. Демонстрируя уникальность малой Родины, вызвать у школьника чувство сопричастности чему-то большему, а также патриотическое отношение к своей стране: «Именно это (краеведение) позволяет нашим ученикам осознать, что бесконечное богатство России с ее историко-культурными и природно-экономическими ресурсами начинается с уникальных объектов родного края» [7, с. 123].
Отталкиваясь от обозначенных выше целей регионального учебника, автор предлагает рассмотреть, какова их реализация в учебном пособии по новгородике за 6 класс под научной редакцией Б.Н. Ковалёва.
В параграфе, посвященном фольклору, прослеживается морально-нравственный посыл. Авторы пособия предваряют основное повествование указанием на самобытность новгородского былинного цикла и его способность отражать миропонимание предков. Пересказав былину о Садко и морском царе, они дополняют ее моралью: «Эта самая известная новгородская былина отражает особое внимание новгородцев к личной чести жителя города, к тому, каким способом было нажито богатство и пошло ли оно на пользу человеку и его окружению; к теме далеких путешествий <…>; к красоте мира, к ремеслу человека, этот мир преобразующего» [5, с. 153]. Так авторы создают благоприятный духовный облик предков. В данном случае акцент сделан на честное отношение к деньгам и труду, на умение видеть красоту и познавать новое.
Пробуждение у современного поколения желания продолжать славные дела предков достигается изложением воодушевляющих фактов о деятелях прошлого. Они сопровождаются субъективной оценкой путем использования слов с положительной коннотацией: «Выдающимся насельником (монахом) этой древнейшей из русских обителей был младший современник Антония Кирик. Его познания и интересы отличались многосторонностью» [5, с. 99–100]»; «Архиепископ Евфимий прославился строительством многочисленных храмов, поддержкой монастырей в пору Новгородской республики. При нем канонизировали новгородских святых, процветало ремесло, создавались красивейшие драгоценные изделия для богослужения» [5, с. 161]. Нередко автор акцентирует внимание на положительных качествах не конкретной личности, а жителей Новгорода в целом.
Демонстрация уникальности родного края изображается преимущественно в главах и параграфах, посвященных быту новгородцев, архитектуре, искусству, природным объектам и т.д. В них авторы выражают явно трепетное отношение к деталям образа жизни новгородцев и тому, что составляло их окружение.
Например, Софийский собор – один из ведущих символов Великого Новгорода. История создания Софии, ее существования на протяжении веков, мифология становятся неотъемлемой частью образа города, центрального в новгородском тексте. Отметим, что в анализируемом автором пособии не обделены вниманием возникающие в сознании новгородца или человека, осведомленного в новгородской истории, ассоциации. Авторы пособия упоминают известный новгородский клич: «Где София, там и Новгород». Таким образом у школьника возникает понимание того, насколько масштабна была роль храма в жизни его предков: без Софии существование Новгорода невозможно было представить. Подкрепляется это впечатление рядом объективных фактов, повышающих значимость Софии как культурно-исторического объекта: это был не просто храм, позволяющий обрести духовное очищение нуждающимся, помимо этого, он выполнял функцию политического центра, банка и библиотеки: «Она стала выражением понимания новгородцами своей религиозной, политической, торговой и ремесленной жизни» [5, с. 65]. Автор также подмечает, что наличие Софийского собора позволяет провести параллель между Новгородом и Царьградом, между Русью и Византией: «После распада Римской империи ее восточный величественный осколок со столицей в царственном Константинополе нес свет православной веры восточным и южным славянам. Величие Константинополя как политического и, что важнее, православного центра выражалось и в славянском названии города Царьград» [8, с. 430]. Такое сравнение ставит Новгород в положение могущественного и особенного города.
Дополняя объективную информацию, авторы пособия обращаются и к символическому содержанию. Например, пишут о сжатой в кулак руке Вседержителя в куполе храма, которая разожмется лишь тогда, когда существованию города придет конец, что и случилось во времена Великой Отечественной войны, когда во время обстрела города снаряд попал в купол Софии и почти уничтожил фреску.
Составители учебника также рассуждают о происхождении названия «детинец». Все версии так или иначе связаны с детьми или материнским чревом, которому уподобляется крепость. Ведущей версией является обозначение детинца как «детного места» (материнского чрева): крепость олицетворяет ребенка, а раскинувшийся вокруг него город – материнскую фигуру. Детинец ассоциируется с надежной защитой, прорвать которую удалось лишь трижды. Цифра три – мифологическая константа, поэтому количество «поражений» крепости обладает и символическим характером. Таким образом, детинец не просто крепость, автор подключает чувственное восприятие читающего. Первичный образ детинца в сознании школьника выстраивается на ассоциации с глубоко личными для каждого человека понятиями матери и ребенка.
При описании быта новгородцев авторы пособия предоставляют детальный (в масштабах учебного пособия) его обзор: устройство улиц, жилища, особенности одежды (вплоть до ткани и используемой для нее краски), излюбленная еда. Внимание к деталям позволяет проникнуться духом эпохи, продемонстрировать интересы и жизненные ценности людей прошлого.
К осознанию своего места в городском пространстве в гармонии с его многовековой историей региональный учебник подводит обучающихся непосредственно с аннотации и вступительного слова губернатора Новгородской области А.С. Никитина, в котором содержится очевидный патриотический посыл: Великий Новгород – город, в котором «посчастливилось родиться». Аналогичный тезис можно обнаружить в учебном пособии Н.В. Варнаевой и И.Е. Семёновой «История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца XV века» за 6–7 класс: «Дорогие ребята! Юные новгородцы! Вам посчастливилось жить в Великом Новгороде, одном из древнейших русских городов» [6].
На примере учебного пособия под редакцией Б.Н. Ковалёва автор предлагает рассмотреть, как в учебной литературе выстраивается обобщенный образ новгородцев. Жителям Новгорода на разных этапах исторического развития присущи следующие отличительные признаки.
1. Стремление к независимости. Так, например, новгородцы, жаждавшие избавиться от зависимости от Киева, поддержали стремления к власти своего князя, Ярослава Мудрого. Новгородцы вместе с варягами «доставили Ярославу киевский престол в 1019 году» [5, с. 58]. В благодарность Ярослав дарует новгородцам устав и законы, на которые они затем ссылались, «вступая в споры с теми князьями, которые пытались ограничить их вольности» [5, с. 58].
Своеволие жителей Новгорода проявилось и при правлении князя Всеволода. Он, желая сесть на киевский престол, участвовал в междоусобицах, безответственно относясь к своим обязанностям в качестве новгородского князя. По этой причине бояр и купцов не устраивало его правление. Они решили взять власть в свои руки. Так новгородцы объявили князем сына Всеволода – трехлетнего Ивора. Несмотря на то, что Всеволод вскоре восстановил свое положение, новгородцы снова изгнали его во время очередного отсутствия. Изгнав Всеволода окончательно, новгородцы устанавливают республиканскую форму правления. Успешное отстаивание прав и свобод привело к быстрому развитию торговли и военного дела. Отсюда следует вывод, что независимость – один из ведущих критериев сохранения в городе благополучия и процветания. На протяжении изложения авторами истории города мысль о свойственной местным жителям тяге к свободе прослеживается неукоснительно, что является одним из главных признаков «новгородского текста».
Окончание новгородской вольности позиционируется авторами как неизбежная трагедия для города: «В завершение зададимся вопросом: могла ли быть альтернатива в истории Господина Великого Новгорода? Мог ли он остаться свободным градом в тех исторических реалиях? Скорее всего, нет: страна решала задачу построения единого государства, и крах боярской республики, “колыбели русской вольности”, был закономерен» [5, с. 190]. Трагической авторы называют и судьбу Марфы Борецкой, воплотившей в себе мятежный Новгород и принявшей поражение вместе с ним.
2. Умение эффективно заниматься самоуправлением.
С этим качеством плотно связан еще один ведущий концепт новгородского текста – вечевая вольность.
При толковании термина «вече» авторы учебника дают несколько значений, уже подталкивающих к правильному восприятию этого явления в новгородском прошлом: вече – это «вещание, совет, собрание, мятеж» [5, с. 92]. Вече устанавливало законные отношения между высшими и низшими слоями общества. Оно, подобно праздникам и пиршествам, объединяло людей, наделяло силой решение, принятое сообща, несмотря на разногласия и предрассудки. Избрание Рюрика считается событием, положившим начало государственности на Руси. Опираясь на него, новгородцы приравнивали право на самоличное избрание князя и иных должностных лиц к исконным нерушимым традициям. Обоснование своих особых прав в сравнении с остальной Русью новгородцы находили не только в приверженности к традициям, но и в уверенности в покровительстве над ними Софии, Премудрости Божией. Таким образом, вече преподносится как явление, продиктованное силой вековых традиций и божественным благословением.
3. Стремление развивать экономическую сферу. В Новгороде успешно совершенствовались ремесло и торговля. В ремесленничестве упор делался на массовое производство, ремесленники разделялись на отдельные профессии, что ускоряло процесс создания будущих товаров. Город не испытывал недостатка в умелых кузнецах, гончарах, ткачах, мастерах-литейщиках, ювелирах. Главным источником богатства был новгородский Торг. Средневековый Новгород считался крупнейшим торговым центром, где сходились купеческие маршруты из разных стран. Развитие торговли привело к тому, что купцы стали элитой новгородского общества того времени. Располагая крупными финансовыми средствами и серьезными полномочиями, они постепенно стали заправлять городом.
4. Вклад в развитие религиозной культуры и церковного искусства.
Монастыри и церкви выступали в качестве центров духовной и культурной жизни города, отвечали на духовные запросы общества, распространяли просвещение и предоставляли пространство для создания ориентированных на богослужение объектов искусства. Живопись и архитектура как визуальные виды искусства, с точки зрения авторов, оказывались наиболее предпочтительными для предков, так как восприятие красоты и Бога через зрительный образ было самым доступным для их понимания. Именно визуальное божественное проявление признавалось предками подлинным. Роспись храма – важное событие, которое было удостоено упоминания в летописях. Высокое качество и индивидуальность новгородских фресок авторы пособия подчеркивают применением стилистической фигуры аккумуляции: «Фреска – отдельный вид искусства <...> Фресковые росписи не изнашивались, не стирались, не выгорали от света и не меняли цвет со временем» [5, с. 158]. В пособии зачастую указывается, по чьей инициативе (и на чьи средства) был создан тот или иной храм или монастырь, так явным становится общественный запрос на такого рода сооружения, а значит, и на приоритет духовной сферы в жизни новгородцев: «Каждый монастырь – как маленький город, имеющий крепостные стены и включающий, как правило, собор, храмы, часовни, хозяйственные и жилые постройки, сад и рощи. Монастырские церкви являлись архитектурными доминантами не только пригородов, они включались и в городское пространство, создавая неповторимую панораму древнего города» [5, с. 167–168]; после чего следует вывод авторов раздела: «Монастырская жизнь демонстрировала новгородцам примеры благочестия и христианского пребывания в земном мире» [5, с. 168].
Заключение
Первостепенная задача научного и научно-популярного текста – передать информацию в форме, доступной для понимания целевой аудиторией. Школьная литература предполагает также ограниченный объем текста и исчерпывающий, но базовый характер предоставляемого комплекса знаний. При таких условиях учебное пособие, как наиболее репрезентативный пример существования и развития «новгородского текста», не расширяет культурно-исторический и мифологический облик города. Здесь автором исследования были обнаружены основные концепты новгородского текста и классическая их трактовка. Региональный учебник формирует первичное представление о родном крае, вокруг которого затем выстраиваются смыслы и идеи, почерпнутые из других источников, в том числе художественных. Правильно составленный учебник становится метафорическим «трамплином», отталкиваясь от которого молодое поколение начинает самостоятельно выстраивать собственное понимание места родного города в масштабах страны и ее великой истории.
Библиографическая ссылка
Щепанова К.Е. НОВГОРОДСКИЙ ТЕКСТ В РЕГИОНОВЕДЧЕСКОМ УЧЕБНИКЕ: НА ПРИМЕРЕ ПОСОБИЯ ПО НОВГОРОДИКЕ ДЛЯ ШЕСТОГО КЛАССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2024. – № 4. – С. 18-22;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12185 (дата обращения: 22.12.2024).