Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,827

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Турбина Е.П. 1 Пушкарева М.П. 1 Лизунова П.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Турбина Е.П. - разработка концепции, проведение исследования, научное руководство, визуализация результатов
Пушкарева М.П. - привлечение финансирования
Лизунова П.А. - предоставление ресурсов
Исследование посвящено теоретическому обоснованию, разработке и апробации на практике методического инструментария «Russian Outstanding People» как эффективного средства формирования российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку. Методологической основой исследования выступили работы по исследованию гражданской идентичности в целом, российской гражданской идентичности в частности, подходов к формированию и методов формирования гражданской идентичности, современных подходов в обучении иностранным языкам. Основными методами исследования послужили компаративный, концептуальный и квалитативный. Гражданская идентичность рассмотрена как сложный феномен (представленный тремя компонентами: знаниевым, мотивационно-ценностным и деятельностным), дающий возможность школьникам испытывать чувство причастности к российскому этнокультурному разнообразию, а также к ценностям и достоинствам своей нации. Разработанный авторами методический инструментарий «Russian Outstanding People» имеет следующие преимущества: полифункциональность; аутентичность и аттрактивность; коммуникативная и лингводидактическая направленность. Основой методического инструментария являются факты из жизней выдающихся российских деятелей спорта, науки и искусства. Текстовый материал дополнен дотекстовыми, притекстовыми и послетекстовыми упражнениями, с опорой на прямой, интенсивный, эмоционально-смысловой и сознательный методы. Методический инструментарий был апробирован в ходе проведения серии уроков английского языка в девятом классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Шадринска на базе учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для основной школы под ред. Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Формирование российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку должно осуществляться комплексно в единстве методико-педагогических подходов и аттракции и методического инструментария.
российская гражданская идентичность
методический инструментарий
иностранный язык
1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский в фокусе. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. 216 с. [Электронный ресурс]. URL: https://sh2-neman-r27.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/Angliyskiy_9_klass.pdf (дата обращения: 10.08.2025). ISBN 978-5-09-024605-7.
2. Дергачев А.В. Формирование гражданской идентичности в школе (на примере исторического образования в России) // Научное обозрение. Педагогические науки. 2024. № 6. С. 5–10. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2551 (дата обращения: 16.08.2025).
3. Малкова И.Ю., Фахретдинова А.П. Основные подходы к содержанию и организации гражданского образования и воспитания // Сибирский педагогический журнал № 4. 2017. С. 32–40. URL: http://sp-journal.ru/article/2430 (дата обращения: 19.09.2025).
4. Безбородова М.А., Юзбашева Э.Г. Отбор учебного материала в процессе обучения иностранному языку // Школа будущего. 2017. № 2. С. 163–169. URL: https://schoolfut.ru/article/2017-2_163 (дата обращения: 16.09.2025).
5. Басова А.И. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» в старших классах общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 26–36. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-26-36.
6. Пушкарева М.П., Самочернова А.П. Реализация межкультурного компаративного подхода в обучении иностранному языку // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 3 (59). С. 75–80. DOI: 10.52772/25420291_2023_3_75.
7. Попп И.А. Конструирование гражданской идентичности российской молодежи через проекты по сохранению исторической памяти // Вопросы всеобщей истории. 2020. № 23. С. 355–362. URL: https://elar.uspu.ru/bitstream/ru-uspu/49556/1/vvi-2020-01-30.pdf (дата обращения: 26.08.2025).
8. Дубаков А.В. Роль и функциональные возможности аттракции в формировании российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку // Вестник педагогических наук. 2024. № 2. С. 296–303. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-2-296-303.
9. Руднева Т.И., Храмцова А.Б. Воспитательная функция иноязычного образования в аспекте национальной идентичности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 1. С. 23–26. URL: https://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2018/2018_1_23_26.pdf (дата обращения: 29.08.2025).
10. Змеева П.А., Пушкарева М.П. Урок-экскурсия на иностранном языке как средство формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе ООО // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2024. № 1 (3). URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/174 (дата обращения: 23.08.2025).
11. Нормирзаева Д.М., Пирматова Х.Д. Методы и теории обучения иностранным языкам // Вестник науки и образования, 2021. № 6–1 (109). С. 58–60. URL: https://scientificjournal.ru/images/PDF/2021/109/VNO-6-109-I-.pdf (дата обращения: 28.08.2025).
12. Пушкарева М.П. Организационные формы формирования гражданской идентичности школьников в обучении иностранному языку (на примере урока-интервью) // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN524.pdf (дата обращения: 28.08.2025).
13. Чарыева А.Н., Тагагылыджова Б.Т. Лингводидактические принципы обучения иностранным языкам // Наука и мировоззрение. 2025. № 33. С. 81–84. URL: https://naukamirowozreniya.ru/article/lingvo-didakticheskie-principy-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 20.09.2025).
14. Тихонович М.И., Матвеева М.С. Специфика гражданской идентичности и патриотизма в современной России // Анатомия Личности. 2022. № 2 (28). С. 55–63. URL: https://avtonomialichnosti.ru/ALM_2(28)2022.pdf (дата обращения: 26.09.2025).
15. Захарова Д.В. Нетрадиционный урок как эффективная форма организации процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте // Концепт. 2017. Т. 39. С. 1951–1955. URL: http://e-koncept.ru/2017/970717.htm (дата обращения: 26.09.2025).
16. Пушкарева М.П., Самочернова А.П. Формирование российской гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования в процессе реализации технологии развития критического мышления // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2025. № 2 (8). URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/277 (дата обращения: 28.09.2025).

Введение

Вопрос формирования гражданской идентичности у школьников (вне зависимости от этапа обучения) занимает одно из центральных мест в системе российского образования, и это может быть объяснено тем, что современная система образования находится в перманентной зависимости от движущих сил, воздействие которых трудно переоценить: внешняя и внутренняя политика, проводимая государством; государственная социальная политика; определенные исторические нюансы и уже накопленный национальный опыт в системе образования; многочисленные педагогические факторы; демографические особенности; общие тенденции мирового развития; сложившаяся как на внешнем, так и на внутреннем рынке экономическая ситуация и т.д. Перед учителем (в том числе и учителем иностранного языка) стоит довольно непростая задача: не просто познакомить молодое поколение с историко-культурным наследием, но и сформировать глубокую эмоциональную связь с большой и малой родиной, чувство ответственности за ее будущее.

Процессы глобализации, цифровизации и трансформации информационного поля создают как новые возможности, так и риски в контексте становления национального самосознания молодежи. На систему образования возлагается одна из ключевых ролей в плане обеспечения передачи культурного кода, воспитания уважения к историческому наследию и формирования активной гражданской позиции, основанной на гуманистических и патриотических идеалах.

Изучение иностранных языков играет далеко не последнюю роль в упомянутом выше процессе. Помимо формирования и дальнейшего совершенствования коммуникативной компетенции, обучение иностранным языкам (в процессе которого не следует недооценивать то, что язык всегда был и остается основой диалога культур) влияет непосредственно на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, расширяет их познавательные горизонты, способствует интеллектуальному развитию школьников и эмоциональной восприимчивости.

В контексте проведенного исследования особое значение приобретает использование методического инструментария, обладающего достаточным и необходимым лингво-педагогическим потенциалом, рассматриваемого как эффективное средство обучения и воспитания, являющегося неотъемлемой частью современных учебно-методических комплексов.

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация на практике методического инструментария «Russian Outstanding People».

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили научно-теоретические, научно-методические, педагогические исследования по формированию российской гражданской идентичности школьников средствами иностранного языка; практический материал, предложенный учителями иностранного языка в общедоступных информационных источниках. Методы исследования основываются на общенаучных методологических подходах: комплексном, компетентностном, личностно-ориентированном и социокультурном – и предполагают изучение опыта учителей-практиков, анализ и обобщение. Основными методами исследования послужили компаративный, концептуальный и квалитативный. Методический инструментарий «Russian Outstanding People», составленный авторами, включает в себя аутентичные тексты о знаменитых российских деятелях спорта, науки и искусства, а также задания к ним. Методический инструментарий был апробирован в ходе проведения серии уроков на английском языке в 9 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Шадринска на базе учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для основной школы под ред. Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «гражданская идентичность» представляет собой многоаспектное и разноплановое явление, предоставляющее школьникам возможность аутентифицировать себя с гражданами России, испытывать чувство причастности к российскому этнокультурному разнообразию, быть готовыми к принятию на себя базовых и неотъемлемых для российского гражданина стереотипных моделей поведения [2]. Проанализировав научные работы, посвященные исследуемой теме, можно сделать вывод, что формирование российской гражданской идентичности содействует нарастанию у школьников глубинного чувства причастности «…к ценностям и достоинствам своей нации (за счет планомерного и систематического ознакомления с ними с целью дальнейшего усвоения и осмысления) …активизации полноценного и адекватного участия в общественной деятельности на благо своей Родины» [3].

Данное качество представлено тремя взаимосвязанными компонентами [4]:

1. Знаниевый: система гражданских знаний, характерных для человека как гражданина.

2. Мотивационно-ценностный: гражданские убеждения, патриотизм, социальный оптимизм и толерантность.

3. Деятельностный: готовность личности применять гражданские убеждения в жизни, реализовывать общественные нормы.

Неоспоримым потенциалом в рамках формирования российской гражданской идентичности обладает учебный предмет «Иностранный язык». В процессе знакомства с иноязычной культурой у школьников часто происходит более глубокое осмысление и эмоциональное принятие ценностей родной страны – феномен, известный как аттракция. В ходе изучения иностранного языка у школьников формируется межкультурная коммуникативная компетенция, ведущая к укреплению гражданской идентичности, толерантности и патриотизма путем сравнения культур [5].

В качестве одного из эффективных средств формирования российской гражданской идентичности на уроках иностранного языка авторы предлагают систематическое использование методического инструментария «Russian Outstanding People», созданного на базе учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для основной школы под ред. Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс [1].

В контексте исследования под методическим инструментарием понимаются специально отобранные учебные материалы, способствующие более глубокому изучению биографий выдающихся людей, прославивших нашу страну [6]. Изучение биографии способствует: пониманию жизненного пути человека (мотивы, трудности, переживания); освещению важных событий из истории страны через призму биографии; формированию адекватной жизненной позиции на основании почерпнутых автобиографических фактов, а также формированию интеллектуальных, эмоциональных, волевых и нравственных личностных качеств обучающихся. Изучение биографий выдающихся представителей российского спорта, науки и искусства обладает значительным образовательным потенциалом, предоставляя учителям возможность интеграции методического инструментария в разные учебные предметы (история России, культурология, химия и др.), а также позволяя применять полученные знания во внеурочной и проектной деятельности, способствуя развитию критического мышления и формированию собственного мнения [7].

Эффективность использования методического инструментария «Russian Outstanding People» с точки зрения методологии имеет следующие преимущества.

Полифункциональность. Методический инструментарий позволяет работать над всеми структурными компонентами гражданской идентичности, предоставляя знания (об истории, традициях и т.д.), формируя ценности (эмоциональное воздействие) и моделируя ситуации для проявления гражданской позиции [4].

Аутентичность и аттрактивность. В ходе использования методического инструментария (с элементами аутентичности) уже известные реалии, исторические события и выдающиеся деятели спорта, науки и искусства оцениваются школьниками абсолютно под другим углом восприятия, что приводит к возникновению положительной аттракции [8].

Коммуникативная и лингводидактическая направленность. Методический инструментарий создает приближенную к естественной среду для использования иностранного языка как средства осмысления и обсуждения граждански значимых личностей, что соответствует принципам коммуникативности, ситуативности и личностной направленности обучения [9]. Благодаря возможности высказать свое мнение, активизируется интерес к обсуждаемым фактам, улучшается запоминание информации, имеет место практическое применение языка [10].

Для успешного проведения уроков иностранного языка с использованием методического инструментария «Russian Outstanding People» с целью формирования гражданской идентичности школьников авторы опирались на следующие научные методы и приемы.

Прямой метод обучения, имеющий целью практическую направленность учебного процесса, важен при работе с методическим инструментарием, так как основан на интуитивности. В процессе изучения иностранного языка предложенный метод может быть реализован через такие приемы, как ответы на поставленные вопросы, заполнение недостающих фактов в тексте, краткое изложение увиденного, беседа по его содержанию и др. [11].

Предложенный метод выступает в комплексе с интенсивными методами, которые имеют целью не только «погрузить» школьников в иноязычную среду, но и способствуют организации самостоятельной личностно значимой коммуникативной деятельности. К приемам, реализующим настоящий метод в рамках исследования, можно отнести суггестопедический прием и различные интерактивные приемы [12].

Следующим эффективным методом работы с методическим инструментарием при формировании гражданской идентичности является эмоционально-смысловой метод [13]. Преимуществом данного метода изучения иностранного языка является то, что с его помощью происходит формирование положительного эмоционального образа выдающихся личностей, внесших вклад в историю родной страны и общества, создание положительного эмоционального отношения к Родине. Данный метод предполагает использование таких приемов, как формирование языковых пар и перманентная перестановка их участников при организации дискуссий и ролевых игр после изучения предложенного материала гражданской направленности [14].

Сознательные методы также будут актуальны на уроках иностранного языка при использовании методического инструментария с целью формирования российской гражданской идентичности школьников. Преимущество данных методов состоит в том, что у школьников формируется стремление практически применить иностранный язык в речи, а не только на уроке [15].

С целью конкретизации использования упомянутых выше методов авторы привели несколько примеров работы с аутентичными текстами на английском языке, взятыми из разработанного авторами методического инструментария «Russian Outstanding People».

Авторы рассмотрели в первую очередь прямой метод. Один из текстов посвящен А.М. Овечкину, одному из самых титулованных хоккеистов мира. При работе с данным текстом школьникам предлагается выполнить следующие задания (в качестве pre-reading exercises): «Look at the title and the picture. Answer the questions. What do you know about Alexander Ovechkin? What makes a sportsperson a legend? Work in pairs».

Далее школьники должны перейти к заданию, относящемуся к while-reading exercises. При его выполнении перед школьниками стоит задача заполнить пропуски в предложениях, взяв за основу факты из биографии А.М. Овечкина, изложенные в тексте. «Complete the sentences using facts from the text: Ovechkin grew up in the family of __________, which probably gave him a strong __________ for sports. Even though he became famous in other countries, he still feels very__________ to his __________. His __________ way of playing, with lots of __________ and __________, has made him one of the best __________ in NHL history. Winning the Stanley Cup in 2018 was a __________ moment, making him more than just a __________. Ovechkin’s strong __________ for Russia goes beyond hockey – he also supports its __________».

Интенсивный метод, представленный в методическом инструментарии, в частности, интерактивными приемами, также заслуживает внимания [16].

Обратимся к тексту про «отца русской науки» – М.В. Ломоносова. В качестве post-reading exercises авторами предлагается следующее упражнение, относящееся по своей сути к интерактивным приемам: «Work in pairs. Have a debate. Use the ideas below. Topic: “Can a person be good at many different sciences today?” Student A: You think NO. Explain why: Modern science is very complex and detailed. It is impossible to be an expert in many fields now. Scientists usually focus on one special area. Student B: You think YES. Explain why: Modern technology and the Internet help us learn faster. Some famous scientists today still work in many fields. Useful phrases: I believe that... In my opinion... I agree/disagree because... That’s a good point, but... For example...»

Что же касается эмоционально-смыслового метода, авторы проиллюстрировали его использование на примере текста про Д.И. Менделеева. В данном случае был предложен такой прием, как ролевая игра. «Work in groups of 3. Read the roles below and discuss the topic. Use the phrases from the Useful Language box. Topic: A scientist: a patriot or a citizen of the world? Role A: You believe that a scientist’s main duty is to serve his own country first. Use Mendeleev as an example: he returned to Russia to help its science and industry. Role B: You believe that science has no borders. Scientists should work together internationally for the progress of all humanity. Role C: You lead the discussion. Ask questions and make sure everyone speaks. Useful Language: Asking for opinion: What do you think? / What’s your opinion? / How do you feel about that? Agreeing: I agree with you. / That’s a good point. / Exactly! Disagreeing: I see your point, but... / I’m afraid I disagree. / That’s true, however... Interrupting politely: Sorry to interrupt, but... / Can I add something?»

Переходя к сознательному методу, авторы отметили, что при его использовании в том числе востребованы коммуникативные упражнения. Именно такое упражнение и было выбрано в качестве примера в разделе post-reading exercises после работы над текстом о М.И. Глинке. «Imagine you are a composer. Create a “musical portrait” of Russia. Describe 3–4 original sounds that would inspire you. Example: the sound of birch trees whispering in the wind, church bells from a small village, a traditional folk instrument».

Заключение

Таким образом, российская гражданская идентичность – это педагогическая категория и важное качество личности, формируемое в процессе школьного образования, в том числе и на занятиях по иностранному языку. Обобщенной характеристикой выпускника школы со сформированной гражданской идентичностью можно назвать знание им и возможность аутентифицировать себя с гражданами России, испытывать чувство причастности к российскому этнокультурному разнообразию, быть готовым к принятию на себя базовых и неотъемлемых для российского гражданина стереотипных моделей поведения.

Разработанный авторами методический инструментарий «Russian Outstanding People» имеет следующие преимущества: полифункциональность; аутентичность и аттрактивность; коммуникативная и лингводидактическая направленность. В результате выполнения дотекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений, с опорой на прямой, интенсивный, эмоционально-смысловой и сознательный методы, у школьников происходило формирование устойчивой положительной аттракции к элементам российского культурного кода (включающим в себя факты из жизней выдающихся российских деятелей спорта, науки и искусства) в частности, осознанное принятие и усвоение российской культуры в совокупности всех составляющих ее многочисленных компонентов в целом. Также одновременно с этим каждый школьник ощутил персональную причастность к единству всех представителей родной страны, встал на путь осмысления своего места в роли гражданина российского общества и осознания своей персональной российской гражданской идентичности. Формирование российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку должно осуществляться комплексно в единстве методико-педагогических подходов и аттракции и методического инструментария.


Конфликт интересов
Прямые финансовые интересы

Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2025 году по теме «Инновационные организационные формы аттракционной направленности в формировании российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку» (№16-332 от 29 мая 2025 г.)

Библиографическая ссылка

Турбина Е.П., Пушкарева М.П., Лизунова П.А. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Международный журнал экспериментального образования. 2025. № 5. С. 29-34;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12218 (дата обращения: 18.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/mjeo.12218