Коммуникативная деятельность как важнейшая составляющая педагогической компетентности, обеспечивающая педагогу успешность профессиональной деятельности, во многом способствует налаживанию благоприятной психологической атмосферы, установлению от ношений с коллегами или друзьями. Она может быть представлена как активность педагога, направленная на других людей и, прежде всего, на учащихся, их чувства, мотивы, поступки. Она выражается через жесты, мимику, слова и побуждается со ответствующими мотивами: познать учащихся как субъектов учебно-познавательной деятельности, принять их такими, какие они есть, осуществить групповое, коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество.
Коммуникативная деятельность направлена на реализацию той или иной коммуникативной потребности, такой естественной и необходимой для любого человека потребности вступить в контакт с другим человеком, приобщиться к ценностям другой личности и поделиться с партнером своими ценностям, интересами, увлечениями.
Общение учителя с детьми основывается, прежде всего, на глубокой, искренней любви к детям, которой невозможно научиться. Эта способность развивается только в процессе повседневной педагогической деятельности, в совместной деятельности учителя и учащихся, построенной на основе принципа сотрудничества.
Роль учителя в образовательном процессе сводится к организации активной самостоятельной познавательной деятельности, к созданию условий, способствующих раскрытию потенциальных возможностей учащихся, развитию их творческих способностей. Это возможно только при изменении позиции учителя, которая выражается в организации их взаимодействия: сотрудничество, совместное творчество, управление познавательной деятельностью, демократический стиль общения - вот далеко не полный список качеств современного учителя.
Общение охватывает огромную сферу эмоциональных состояний педагога в процессе коммуникативной деятельности, существенно влияет на его самочувствие, результаты работы. Как часто можно слышать сетования учителя на то, что школьникам неинтересно учиться, что они остаются равнодушными к желанию учителя рассказать им интересные факты по истории, показать занимательные опыты по химии, увлечь их поэзией и т.д. И связано это с тем, что учитель не всегда умеет наладить контакт с детьми; не понимает внутренней психологической позиции детей; испытывает существенные трудности в управлении общением на уроке; не умеет выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач, ситуаций, возникающих в образовательном процессе; многие учителя испытывают трудности в речевом общении, в передаче собственного эмоционального состояния, отношения к учебному материалу; не умеют управлять собственным психическим состоянием. Эмоциональная речь, улыбка, жесты, доброжелательность и истинная заинтересованность в детях - все это определяет успех общения, является своеобразным ключом для разрешения многих ситуаций, в том числе и конфликтных.
Развитие коммуникативной деятельности -необходимое условие эффективной педагогической подготовки будущих учителей в вузе, отправная точка в становлении и развитии педагога. Следует признать, что образовательный процесс в педагогическом вузе преимущественно направлен на формирование умений и знаний, необходимых для практической деятельности учителя-предметника, в то время как знание основ культуры коммуникативного взаимодействия остаются недостаточно сформированными.
Осознавая важность и необходимость формирования коммуникативной деятельности у студентов педагогического вуза, нами разработан курс «Основы педагогического общения», включающий как теоретические вопросы, раскрывающие сущность и особенности педагогического общения и коммуникативной деятельности, так и вопросы прикладного характера, позволяющие студентам, будущим учителям, освоить технику и технологию педагогического общения. Нам представляется, что знания о коммуникативной деятельности помогут студентам найти способы переосмысления себя, своего поведения и мышления так, чтобы учащиеся могли с благодарностью вспоминать школьные годы, своих учителей, которые научили их свободно общаться с другими людьми, в любой ситуации находить компромиссы, понимать и принимать людей такими, какие они есть, уметь выслушать их, уважать и принимать точку зрения партнера.
Библиографическая ссылка
Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 5. – С. 41-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=138 (дата обращения: 21.11.2024).