Как известно, обычай, как правило поведения, был единственной нормой, регулировавшей взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. Несмотря на отсутствие государственного принуждения, общественные нормы поведения выполнялись добровольно, так как они выражали интересы всего коллектива в целом.
Строгое соблюдение вековых обычаев обеспечивалось силой привычки, установившихся традиций, взаимного уважения, господства авторитета старейшин рода и т.п. Все эти нормы и установления мы находим и ныне в адатах народов Дагестана.
В литературе адат характеризуется как обычное право у некоторых мусульманских на -родов, узаконивающее, поддерживающее «привилегии знати и богачей и пережитки родового и феодального строя»1. Являясь господствующим видом права, адат определял нормы общественного поведения, регулировал внутреннюю жизнь сельских общин и их взаимоотношения, регламентировал структуру и деятельность центральных и местных органов власти и управления.
Изначально адаты передавались по традиции из поколения в поколение в устной форме, при решении дел по адату прибегали к помощи тех, кто помнил прецеденты по подобным правонарушениям, принятым по ним решениям в прошлом. Обычно это были сельские судоисполни-тели или представители старшего поколения. Благодаря арабскому влиянию ислам в Дагестане упрочнился в VIII в. Здесь была введена арабская письменность, оказавшее огромное влияние на развитие правовой культуры.
В целях укрепления центральной феодальной власти и ограничения внутреннего самоуправления сельских общин в XVI-XVII вв. возникают судебники официального происхождения. До нас дошли три судебника - «Кодекс Умма-хана Аварского(Справедливого)», «Постановление кайтагского уцмия Рустема» и «Гидатлинские адаты». Данные памятники права свидетельствуют, о ярко выраженном открытом провозглашенном юридическое неравенстве, присущее всякому феодальному праву, в которых содержится немало самобытных юридических норм и институтов, возникших в различные исторические периоды, начиная с древнейших времен, что позволяет проследить глубокую эволюцию адатного права.
Адаты подвергались влиянию сложенных правовых систем, таких как шариат и российские законы. Охватывая широкий и многообразный круг объектов регулирования общественной жизни и частно - правового быта горцев, адат глубоко укоренился в Дагестане и, несмотря на упорное стремление духовенства расширить сферу применения мусульманского права, не утратил своего преобладающего значения источника права. По мнению М. Ковалевского почти все вопросы гражданского и процессуального права разбираются и судятся в Дагестане по шариату, а споры уголовного характера решаются по адату. «Тем не менее, пишет он, - если не говорить о вещном праве и обязательственном праве, все стороны юридической жизни Дагестана сохраняют следы всестороннего регулирования их обычаями»1.
До образования имамата Шамиля адат, по существу, безраздельно господствовал в Дагестане. « Горцы, - писал А. Руновский,- руководствуясь в своей домашней жизни «адатом», судились между собой и решали все свои дела по «адату». Это слово так часто упоминалось в каждом из сочинений о Кавказе, что едва ли нужно вдаваться в подробные объяснения его смысла, довольно сказать, что, «жить и по адату», «судиться по адату» значит жить и судиться по тем не писаным правилам, которым руководствовались с незапа-мятных времен»[1]. Имам Шамиль старался применять нормы шариата, учитывая существенную адатную специфику. Он реально оценивал силу адатов горцев, понимая, что категорическое их отрицание не будет поддержано горцами.
Здесь следует заметить, что царская власть уделяла большое внимание изучению права завоеванных народов Кавказа. Еще в первой четверти XIX века по личному указанию А.П. Ермолова велись работы по сбору норм права дагестанских народов. В составленных в 1841 г. канцелярией по управлению мирными горцами Кавказа сборников адатов особо выделяются ада-ты по уголовному праву - об убийстве и кровомщении, нанесение ран и других обид, прелюбодеянии, воровстве.
На наш взгляд, основной положительной чертой адатного права, является способность к конвергенции с мусульманским правом и правом России. Это обстоятельство позволяет в настоящее время все более эффективно приобщить подрастающее поколение к основам адата, так как адат, как и прежде, влияет на формирование правосознания этнического социума и является не формальным регулятором отношений в современном обществе.
Работа представлена на Международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации болонских соглашений», Черногория (Бечичи),
1 См.: Словарь иностранных слов в русском языке. М. , 1996.С.5.
Библиографическая ссылка
Магадова З.М. Природа адатного права // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 5. – С. 69-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=161 (дата обращения: 21.11.2024).