Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Использование полипараметрических технологий для экспрессной оценки компьютерной грамотности специалистов здравоохранения

Журавлев Ю.И. Никоненко Р.В. Стукалов А.Ф.
В настоящее время компьютерные технологии активно внедряются в практическое здравоохранение. Преимущества цифровых технологий очевидны как в секторе первичной медико-санитарной помощи, так и в отраслях здравоохранения, связанных с оказанием специализированной помощи (организация потоков пациентов (потребителей) и услуг, оптимизация лечебно-диагностического процесса (медицинская визуализация, электронная история болезни и т.д.), учет материальных ресурсов и др.) [1, 3].

Между тем, Россия по ряду показателей в информатизации здравоохранения отстает от экономически развитых стран Европы и США. Отечественные специалисты, по ряду причин, испытывают проблемы в обращении с компьютерной техникой, что существенно снижает эффективность ее использования [2, 4].

В связи с этим разработка методов изучения компьютерной грамотности специалистов, занятых в системе здравоохранения представляется одной из актуальных задач. С учетом того, что на степень владения компьютерными технологиями влияет целый ряд факторов (пол, возраст, образование, специальность, стаж работы, пути приобретения знаний, мотивация и т.д.) наиболее рациональным способом решения таких задач представляется использование технологий, основанных на полипараметрическом анализе. На основе этих технологий разработан полипараметрический метод экспрессной оценки компьютерной грамотности специалистов (ПМЭОКГС).

Суть полипараметрического метода экспрессной оценки компьютерной грамотности специалистов заключается в одновременной регистрации комплекса сонио-профессиональных показателей, последующая обработка которых позволяет оценивать степень владения информационными технологиями.

Для изучения уровня компьютерной грамотности разработан алгоритм, предусматривающий опрос специалистов по оригинальному авторскому опроснику. Опросник включал в себя ряд блоков (личные и профессиональные данные, задания для выявления степени владения информационными технологиями, знания компьютерной гигиены, оценки психологических аспектов использования информационных технологий и др.). С целью повышения объективности исследования в опросник были введены задания, предполагающие решение конкретных задач по информатике. Минимизация субъективного фактора достигалась путем сопоставления субъективной оценки специалистом своей степени компьютерной грамотности и результатов решения задач.

Далее, для численного выражения степени владения информационными технологиями, основанного на полипараметрическом анализе, вычислялись частные индексы компьютерной грамотности специалиста (ЧИКГС), которые служили основой расчета общего индекса компьютерной грамотности специалиста (ОИКГС).

В процессе полипараметрического анализа каждому ответу в опроснике присваивались определенные числовые значения. Был определен «идеальный» ИКГС, с которым сравнивались результаты каждого респондента. В зависимости от результатов ОИКГС степень владения информационными технологиями оценивалась как высокая (1,0-1,6), средняя (0,7-0,9) и низкая (0,6 и ниже).

На финальной стадии исследовании, для облечения визуального восприятия ИКГС создавались «образы» (лепестковые диаграммы), позволяющие обнаруживать разделы информатики которыми специалист владеет недостаточно. Формирование базы данных, обработка результатов опроса, статистические расчеты и построение диаграмм выполнялись в программе MS Office Excel 2007.

ПМЭОКГС апробирован в условиях ОГУЗ «Противотуберкулезный диспансер» г. Белгорода. В исследовании приняло участие 164 специалиста из 12 отделений. Возраст респондентов колебался от 18 до 60 лет и старше. Большинство (73,2%) находились в возрастном диапазоне 30-59 лет. На долю специалистов со средним медицинским образованием пришлось 61% (100 чел.). Отклик на опрос составил 91,1%.

В результате полипараметрического анализа результатов опроса установлено, что две трети специалистов ОГУЗ «противотуберкулезный диспансер» владеют информационными технологиями в достаточной степени (высокий ОИКГС показали 44,5%, средний ОИКГС - индекс 25%). Между тем 30,5% специалистов продемонстрировали низкий ОИКГС. Наиболее часто медицинские работники сталкиваются с проблемами при работе с прикладными компьютерными программами и соблюдением гигиенических норм.

Также установлена зависимость ОИКГ от возраста специалистов, образования, стажа, квалификации, структурного подразделения, степени психологического дискомфорта. ПМЭОКГС отличается временной компактностью, простотой, достаточно высокой степенью объективности и ориентированностью на использование в среде ЛПУ.

Результаты полипараметрической экспрессной оценки компьютерной грамотности специалистов легли в основу программы, направленной на совершенствование знаний медицинских работников в области информационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляков В. К., Пивень Д. В., Барыше-ва С.А. Применение телемедицины для обеспечения качества медицинской помощи // Врач и информационные технологии,- №3, 2007.
  2. Восстановление системы управленияинформатизацией здравоохранения - необходимое условие развития отрасли // Врач и информационные технологии,- №5, 2007.
  3. Ластовецкий А.Г. Информационныетехнологии в управлении амбулаторно-поликлинической помощью в новых экономических условиях. - М.: ММ А им. ИМ. Сеченова,1998.
  4. Орлинский Д., Борейко А. Медицинские информационные системы: разочарования идостижения // Электронный научный журнал«Системная интеграция в здравоохранении»,-№2, 2008.

Библиографическая ссылка

Журавлев Ю.И., Никоненко Р.В., Стукалов А.Ф. Использование полипараметрических технологий для экспрессной оценки компьютерной грамотности специалистов здравоохранения // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 6. – С. 22-0;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=172 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674