Важнейшим условием успешного экономического развития страны является высококвалифицированная рабочая сила.
В последние десятилетия содержание всех профессий претерпело радикальные изменения, ряд профессий оказался невостребованным, в то же время возникло много новых профессий.
Эти изменения вызваны, в частности, следующими причинами:
- переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда;
- падением спроса на неквалифицированный ручной труд;
- потребностью в новом знании и концептуально новом содержании обучения;
- распространением автоматизированных систем управления производственными процессами;
- спадом массового производства;
- повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда, совершенствование производственных процессов;
- растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками;
- повышением уровня взаимодействия работников в коллективе;
- размыванием границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и развития систем управлением качеством.
Кроме того, для эффективной профессиональной и личностной самореализации в современную эпоху требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные и экологические компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Эти компетенции обеспечивают адаптивность граждан, а также представляют собой фундамент для дальнейшего обучения и способствуют формированию гражданских качеств.
Естественным следствием описанных изменений становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда и адаптироваться к происходящим переменам. Это означает, что профессиональное образование должно реагировать на:
- экономическую ситуацию;
- структуру рынка труда и спрос на новые компетенции.
Прежде всего необходимо еще раз подчеркнуть, что обучение должно обеспечивать комплексное освоение обучающимися знаний, умений, отношений и опыта, позволяющих осуществлять трудовую деятельность по конкретной профессии в соответствии с требованиями рынка труда, т.е. работодателей. В связи с быстрым темпом изменений требований рынка труда, вызванных изменениями в технологиях и организации труда, работники должны обладать не только профессиональными знаниями, но и обладать мобильностью и возможностью к перемене труда.
В соответствии с современными требованиями к организации труда особую ценность приобретают знания в областях планирования собственной деятельности и оценки ее качества и результатов, совместной работы в команде (трудовом коллективе), эффективного взаимодействия с коллегами и руководством, природоохранной деятельности. Другими словами, работник должен иметь определенные социальные и личностные умения (компетенции), необходимые не только в рамках конкретной профессии, но и практически во всех сферах профессиональной деятельности. Это обеспечивает адаптивность работников к происходящим изменениям и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
Время на подготовку квалифицированной рабочей силы как при фактических, так и при нормативных сроках складывается из трех составных частей: времени общеобразовательной подготовки, времени специальной подготовки, времени для приобретения необходимых навыков по специальности. Введение в ближайшем будущем Государственных образовательных стандартов III поколения позволит в период до 2012 года отчасти улучшить ситуацию с кадрами. Эти стандарты станут основными инструментами управления качеством профессионального образования на государственном уровне. В широком смысле качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросам отдельной личности и обществе в целом, государстве и сложившихся сфер продуктивной деятельности человека.
Стандарты III поколения, в основе которых лежит компетентностный подход должны: во-первых служить социальной гарантией всем членам общества; во-вторых, обеспечить их конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям, с другой стороны. Для этого они должны быть приемлемы для всех регионов и субъектов федерации, посильными для обучаемых как по содержанию, так и по объему, должны опираться на реально существующие ресурсы в обществе и прогнозируемые процессы в области науки, стыковаться с зарубежными образовательными стандартами.
Одной из важнейших функций государственного стандарта профессионального образования в современных условиях является создание условий для функционирования в России системы непрерывного профессионального образования с участием образовательных подразделений предприятий. При этом все звенья системы непрерывного образования должны быть преемственны, хорошо взаимодействовать в программных содержательных областях и обеспечивать каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Специфика профессионального образования, по сравнению с общим образованием, состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни учебно-программной документации, так как содержание профессионального обучения непосредственно связано с быстро меняющимся в результате научно-технического прогресса содержанием труда. Причем имеет место следующая закономерность: для младших ступеней профессионального образования эти изменения происходят чаще, чем для старших (например, для рабочих, имеющих дело непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меняется быстрее, чем для инженера, имеющего дело с научно-техническими основами и методами проектирования техники и технологии).
Таким образом, при разработке государственного стандарта профессионального образования (в особенности начального), принята двухуровневая концепция проектирования его федерального компонента. На первом уровне (уровень федерального правительства) принимаются основополагающие документы государственного стандарта. Эти документы должны иметь долгосрочный характер и определять стратегически важные параметры стандарта. Что касается элементов государственного стандарта профессионального образования, ориентированных на конкретные профессии, то эти элементы должны носить вариативный характер. Документы этого типа составят второй федеральный уровень государственного стандарта профессионального образования.
Рассмотрим теперь элементную структуру государственного стандарта профессионального образования, и остановимся на ведущих понятиях, через которые раскрываются отдельные составляющие стандарта.
Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий: квалификация уровень квалификации, ступень квалификации.
Квалификация - это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии, специальности.
Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений. Уровень квалификации является только личностной характеристикой и при стандартизации профессионального образования в расчет не принимается. Этот параметр может учитываться при решении вопросов дифференциации оплаты труда, присвоении работникам разрядов и категорий.
Ступень квалификации - это завершенный этап подготовки кадров, зависящий от времени и затрат на его осуществление. Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.
Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной системе непрерывного профессионального образования РФ целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации.
Первая ступенъквалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.
Вторая ступень - основное общее образование и профессиональное образование по профессиям соответствующей группы в учреждениях начального профессионального образования, на одно -двухгодичных отделениях.
Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего образования в учреждениях начального профессионального образования на двух-трехгодичных отделениях.
Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное (начальное и среднее специальное) в учебных заведениях, таких как профессиональные лицеи, техникумы, колледжи.
Пятая ступень соответствует различным уровням высшего профессионального образования.
С принятием Федерального закона № 194-ФЗ 21 июля 2007 года об установлении обязательности общего образования I и II ступени квалификации профессионального образования в системе непрерывного образования отсутствуют.
Поскольку данный закон не опровергает начальное профессиональное образование, но в нем, к сожалению, нет механизма подготовки рабочих кадров, а это очевидным образом ведет к подрыву всей экономики страны. Это усугубляется еще и тем фактом, что рабочих профессий таких, как слесари, токари, сварщики, монтажники и др., не хватает во многих отраслях экономики.
Для решения этой актуальной проблемы нами предлагается интеграция подготовки кадров (рабочих и специалистов):
- сочетающая учебную и профессиональную деятельность с привлечением кадрового и материально-технического потенциала реального сектора экономики и социальной сферы;
- включающая новое содержание и формы организации учебного процесса (программы предпрофильного и профильного образования, индивидуальные учебные планы) с учетом рынка труда и необходимости обеспечения сознательного выбора будущей профессии, специальности.
Таким образом, предлагаемая система интеграции подготовки кадров отражает требования сферы труда и специфику социально-экономических условий для обеспечения предприятий, организаций и учреждений квалифицированной рабочей силой.
Библиографическая ссылка
Громова Н.М., Колчина Н.М. Система непрерывного профессионального образования в условиях кризиса: интеграция подготовки квалифицированной рабочей силы // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 13-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=2 (дата обращения: 21.11.2024).