Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЩЕМ НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Силаев И.В. Радченко Т.И.
Для того чтобы в процессе обучения чувствовало себя комфортно большее количество детей, необходимо придерживаться определённых педагогических принципов. Одним из них является принцип создания успеха в обучении и развитии. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходит технология соревновательного обучения, где главным условием проведения соревнований в области интеллектуальных способностей должны стать регулярность мероприятий и подведения итогов.

Правила интеллектуальных соревнований между учащимися основной школы

1. Учёт возрастных особенностей детей и общей мотивации класса к обучению.

2. На каждом занятии деятельность учащегося оценивается, что называется, «с нуля».

Прошлые заслуги не учитываются, что будет поддерживать «в тонусе» детей с повышенными способностями, а с другой стороны, это даёт шанс другим ученикам попытаться реализовать свои возможности, хотя бы на одном отдельно взятом уроке. У. Глассер в книге «Школа без неудачников» пишет: «Перечеркнув прошлые неудачи ребёнка, мы поощряем его тем самым испытать свои силы в настоящем».

3. В конце занятия объявляются не только обычные оценки, но и выделяются ученики, которым присваивается какое-либо переходящее почётное звание («Звёздочка класса», «Творчески мыслящая личность», «Мегамозг», «Гигамозг» и проч.). Другой вариант - накопительная система поощрений, когда в кабинете вывешен пополняющийся список учеников, получивших поощрение. Это может быть звание с повышающимся уровнем оценки: «Ум», «Ум2» и т. д.

Дополнительному оцениванию могут подлежать качество или стиль ответа, часть учебного времени, предназначенная для выполнения самостоятельных экспериментов, оригинальность выполнения заданий и т. д. Ещё одним поводом для получения поощрения могут быть краткие сообщения, связанные с изучаемым на уроке материалом. А, так как речь идёт о соревновательной системе накопления поощрений, необходимо обращать внимание на самостоятельность работы ученика и на правильно выбранную форму подачи материала.

Успех учащегося в параллельной системе оценивания работы обучаемого должен фиксироваться не только в устной форме, но и закрепляться какими-либо сертификатами (можно в виде бумажных полосок), вручаемых ученику, и на которых, помимо звания, нужно записать фамилию, имя школьника, дату и символ вида работы.

На уроке может проходить соревнование также в самой обычной традиционной форме: личное и командное первенство. Например, решение одной и той же задачи сразу двумя учениками, когда вызванный к доске ученик может выбрать себе конкурента. Как правило, пары получаются из примерно равных по силам противников, так как и сам ученик вызывает на соревнование достойного противника и, с другой стороны, тот, кто заранее чувствует своё поражение, отказывается от заведомо проигрышного предложения. Здесь включается элемент игры и, следовательно, появляется желание победить. Другой немаловажный момент состоит в том, что остальной класс не просто переписывает записи с доски, размышляя о чём-то своём, а следит за происходящим на доске и слушает комментарии учителя по ходу решения задачи, кто же из двух одноклассников лучше справляется с заданием на том или ином этапе. Для командного первенства целесообразно использовать фронтальный опрос с достаточным количеством наглядных и интересных примеров: бытовых, из техники, природных явлений, цитат из художественных произведений, цветных иллюстраций и рисунков, с использованием каких-либо моделей или приборов.

Другим важным вариантом выявления лидеров командного первенства может стать наличие в кабинете таблицы рейтинга, постоянно дополняемой новыми сведениями. Каждый класс в параллели разбивается на две команды: мальчики и девочки (можно разделить по иному принципу). Это необходимо ввиду того, что за каждую письменную работу, зачёт, за учебную четверть и проч. вычисляется средний балл и определяется место каждой команды. Победители и отстающие выделяются цветом. Учащиеся постепенно привыкают следить за подводимыми результатами как за турнирной таблицей каких-либо спортивных соревнований. При этом целесообразно ввести ещё один параметр - строку «Личное первенство», то есть лидерство в своей группе. Это необходимо по двум причинам, во-первых, достаточно сильные ученики могут испытывать дискомфорт из-за того, что при наличии определённого количества слабых одноклассников, данная команда будет часто оказываться в арьергарде и в данной ситуации нужно снять ощущение безнадёжности участия в соревновании, а во-вторых, дополнительно возникает внутрикомандное соперничество. В таблице в такую строку вносятся фамилии учеников, где номинанты «Абсолютного первенства», то есть безукоризненно справившиеся с работой, отмечаются красным цветом.

Но особенно большой популярностью пользуются рейтинги каждого школьника внутри классного коллектива и во всей параллели. В данном случае показатели вычисляются как среднее арифметическое всех полученных за учебную четверть оценок. Номинации могут сопровождаться такими определениями: «5» - бриллиантовый, от 5 до 4,85 - золотой, ниже 4,85 до 4,5 - серебро, ниже 4,5 до 4 -бронза. Ниже 4 до 3,85; 3,85 - 3,7; 3,7 - 3,6; 3,6 - 3,5 - «Путь к успеху» (соответственно: платиновый, золотой, серебряный, бронзовый). Чем ниже балл, тем следует делать больше уровней градации, так как таким детям, как правило, труднее учиться, и здесь должна быть предусмотрена возможность легко подняться к новому званию или также просто, если расслабиться, опуститься ниже. Предпоследняя группа учащихся (до 3 баллов) специально оставлена без названия, чтобы у детей не закреплялся стереотип неудачника. Последняя группа (ниже трёх баллов) названа «Слабое звено», чтобы побудить учеников подняться выше. Если учитель считает более целесообразным данную группу можно, вообще, не включать в рейтинг - эти ребята просто сошли с дистанции или как бы дисквалифицированы. Такая постановка вопроса тоже может быть стимулом для включения в борьбу за лидирующие позиции. Самое главное вызвать у обучающегося желание не отставать от товарищей, такое же, как во время игры или спортивных соревнований.

В школах, где существуют электронные классные журналы и дневники учащихся, рейтинг можно определять не только в конце четверти, но и регулярно выводить еженедельные промежуточные данные.

Параллельная система оценивания деятельности обучающихся обязательно отражается на общих стандартных оценках. Кроме того, альтернативная система оценок призвана в какой-то мере способствовать уменьшению роли списывания, подсказок, а также малопродуктивного зазнайства, так как практически любой ученик может оказаться в системе альтернативных оценок на данном уроке в чём-то первым среди равных.

Определённые формы разновариантных соревнований приемлемы и для старшеклассников, если они уже к ним привыкли.

Разновариантные соревнования могут быть использованы не только в работе учителя-предметника, но и в работе классного руководителя, если он организует соревнования по различным учебным предметам между классами или внутри класса; между группами детей или отдельными учащимися. При этом надо ещё раз подчеркнуть важность регулярности и систематичности проведения тех или иных форм состязаний в области интеллектуальной деятельности. Подведения итогов только в конце учебной четверти недостаточно. Учащемуся должно быть предоставлено достаточное количество шансов проявить себя.


Библиографическая ссылка

Силаев И.В., Радченко Т.И. ИЩЕМ НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 22-23;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=224 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674