Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

использование игровых технологий в процессе подготовки студентов педАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Елагина В.С. Немудрая Е.Ю. Конев Л.М.
На современном этапе развития вузовского образования, выполняющего свои фундаментальные функции личностно ориентированного, культуросообразного, наукоемкого и высокотехнологичного процесса, технологический подход становится ведущим существенным показателем качества подготовки будущих специалистов.

В основу технологического подхода положена общая идея строго научного проектирования, воспроизводимости, гарантирующих успех педагогических процедур, адаптированности друг к другу всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, способов организации познавательной деятельности студентов.

Прежде чем охарактеризовать игровые технологии, используемые в процессе изучения различных разделов педагогики, следует уточнить категориальный аппарат, вычленить общие и наиболее существенные характеристики понятия «образовательные технологии».

Анализируя и обобщая многочисленные подходы к определению содержания понятия «образовательные технологии», мы пришли к выводу, что в педагогике нет однозначного понимания термина «технология». Это указывает, с одной стороны, на его многогранность, сложность, многофункциональность, а, с другой стороны, указывает на то, что это понятие для педагогики относительно новое и нуждается в уточнении как содержательной, так и процессуальной сущности.

Под образовательной технологией мы понимаем продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением оптимальных условий для развития студентов, удовлетворения их познавательных и профессиональных интересов.

Нам представляется, что высокая педагогическая эффективность образовательных технологий, отвечающая современным критериям качества образования, будет обеспечена при соблюдении таких условий, как: отбор и конструирование технологий осуществляется на основе личностно ориентированного подхода, предполагающего поддержку индивидуальных способностей студентов, их профессиональной направленности, познавательных возможностей, диалогичность на основе обмена смыслами; обучение носит деятельностно-творческий характер, строится на основе сотрудничества и сотворчества преподавателя и студентов, предоставляет студенту свободу выбора для принятия собственных решений; технология строится на основе максимально возможной интеграции методов и форм организации обучения, обеспечивающих в комплексе и единстве воспитательные, развивающие и образовательные цели образования; технология адекватна интегративному, практико-ориентированному, личностно-значимому характеру предметного содержания; в процессе разработки, освоения и реализации образовательных технологий будет обеспечена их адаптация к индивидуально-личностным особенностям как педагога, так и студентов.

На психолого-педагогическом практикуме, при изучении разделов педагогики «Управление образовательными системами» и «Педагогические технологии» для формирования основных компонентов профессионально-педагогической компетентности нами активно используются игровые технологии, представляющие собой дидактические системы применения игр различного характера: 1) ролевые (игровой процесс, в котором участвует группа студентов, причем каждый имитирует деятельность либо учителя на уроке, либо учеников, либо завуча, а результатом этого процесса должны стать новые методические навыки и приемы); 2) имитационные (участники копируют тот или иной вид деятельности с последующим анализом, например, организация и проведение «педагогического совета» по конкретной практико-ориентированной проблеме); 3) организационно-деятельностные (участники по определенной теме, программе моделируют содержание деятельности, ранее неизвестной); 4) исследовательские (связанные с научно-исследовательской работой, где в игровой форме изучаются методики исследования конкретных проблем); 5) игровой тренинг (в игровых условиях студенты упражняются в закреплении тех или иных умений и навыков); 6) игровое проектирование (составление обстоятельного проекта плана, алгоритма и т.д. по предлагаемой теме и его последующая защита); 7) анализ конкретных ситуаций (разбор конкретных ситуаций проводится в форме практического занятия).

Широкое использование технологического подхода в обучении студентов позволяет не только существенно повысить качество их подготовки, но и сформировать достаточно высокий уровень готовности студентов к самостоятельному использованию различных технологий в будущей практической деятельности. Активно включаясь в реализацию игровых технологий, студент овладевает основными техническими приемами и методами, осознает актуальность их использования на современном этапе развития школьного образования. В процессе усвоения теоретических и методических основ использования игровых технологий при обучении школьников, разработки их сценариев в соответствии с поставленной целью у студентов развиваются творческие способности, индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Конев Л.М. использование игровых технологий в процессе подготовки студентов педАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 31-32;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=235 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074