Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ «БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА В МЕДИКОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Омельченко В.П. Гафиятуллина Г.Ш.
Биологическая наука XXI века рассматривает механизмы становления и регуляции функций организма с позиций общебиологической целесообразности. В этой связи современный подход к диагностике и лечению больного связан как с изучением процессов, протекающих в организме на молекулярном, клеточном и органном уровнях, а также в структуре функциональных систем, так и со сравнительным анализом физиологических и патологически измененных функций.

Разработчики медицинских диагностических и лечебных приборов и устройств должны иметь представление о процессах, происходящих в живом организме. Необходимо знать основные характеристики функционирования органов и систем организма в норме, а также при различных патологических состояниях. Знание основ гистологии, анатомии, физиологии и патофизиологии поможет инженеру правильно выбрать те показатели, которые отражают сущность патологических процессов, происходящих в организме, и сконструировать устройства, избирательно реагирующее на изменение этого показателя. Естественно, что в этом процессе поиска должны участвовать и врач, и инженер, но для этого инженер и врач должны понимать друг друга и разговаривать на одном языке. Именно в этом и заключается основная задача дисциплины, - дать будущему инженеру основные знания и представления о строении и функционировании организма человека в терминах и понятиях, которыми оперируют представители медицины.

Таким образом, при изложении материала организм человека представлен как многоуровневая система, причем каждый из уровней связан с эволюцией живых организмов и имеет свойственные ему структуры и функции, обеспечивающие нарастающую интегрированность и устойчивость биологических видов. Это диктует необходимость изучать и применять на практике знания принципиальных закономерностей функционирования биологических систем, их ауторегуляции, роли гуморально-гормональной и нервной регулирующих систем, а также получать сведения об общепатологических процессах и их клинических проявлениях в организме больного.

При количественном и качественном анализе функционирования органов и систем является информативным широкое использование биофизических и физиологических представлений, являющихся источником знаний клеточных механизмов биологических явлений.

Трудно переоценить значение данных о морфологической и функциональной организации структур организма в разработке биомедицинских технологий, а также медицинских информационных экспертных систем, предназначенных для диагностических и терапевтических целей. В этой связи студентам излагаются научные основы неинвазивных способов оценки состояния органов, создания искусственных систем поддержания жизнедеятельности организма человека.

Последовательный анализ явлений и свойств, характеризующих функциональное состояние целостного организма, а также интегральных параметров организации систем жизнеобеспечения необходим для системной оценки особенностей живых структур, расчета количественных показателей их функционирования и энергопотребления.

Целевое назначение дисциплины связано и с характеристикой основных методов оценки функциональной активности ряда систем, определением их значения при проведении диагностических мероприятий, и использованием полученной информации в выборе адекватной лечебной тактики. При этом особое место занимает изучение основных вариантов биоэлектрогенеза в органах и тканях как в норме, так и при различных патологических состояниях. Все вышеизложенное направлено на установление критериев нормальной деятельности структур организма человека и коррекцию регуляторных механизмов их деятельности.

Ввиду того, что в основе фундаментальной теоретической подготовки специалиста лежит формирование соответствующего мировоззрения и мышления, механизмы становления и регуляции функций организма анализируются с позиций общебиологической целесообразности. Как правило, она сочетается с комплексным подходом к решению отдельных проблем. Одна из важнейших и активно развивающихся областей биологии человека и животных - медицинская биофизика, изучающая процессы, протекающие в целостном организме, на уровне его отдельных функциональных систем и органов, а также их физические свойства, лежащие в основе физиологических функций. За несколько последних десятилетий в биологии решены многие проблемы морфологической и функциональной организации отдельных клеток на молекулярном уровне.

Цель и задачи преподавания дисциплины:

  1. изучить закономерности функционирования биологических систем, а также виды и механизмы их нейро-гуморальной регуляции;
  2. представить организм как многоуровневую систему, в которой каждый из уровней связан с эволюцией живых организмов и имеет структуры и функции, обеспечивающие видовую устойчивость;
  3. ознакомиться с общепатологическими процессами и наиболее частыми изменениями во внутренних органах и системах, их клиническими проявлениями, а также методами инструментальной диагностики и лечения.

Основные компоненты изучаемой дисциплины:

  1. общая биология
  2. нормальная анатомия
  3. гистология
  4. нормальная физиология
  5. патологическая физиология
  6. медицинская биофизика и кибернетика

Основные методологические принципы преподавания дисциплины:

  • своевременное реагирование на научно-технические достижения в различных сферах медицины.
  • системный подход при подготовке специалиста, участвующего в реализации комплекса профессиональных инженерных и врачебных задач «медицинская задача - методы решения задачи - аппаратное и программное обеспечение- приемы работы».

По окончании изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основы анатомии и физиологии органов и их систем в организме человека;
  • особенности живых структур, оптимально-системный характер их строения, функционирования и энергопотребления;

По окончании изучения дисциплины студенты должны иметь представление:

  • о патогенетических и клинических признаках наиболее распространенных заболеваний;
  • о роли инструментальных исследований в клинике и эксперименте.

Студенты должны уметь:

  • работать с медико-биологической литературой, понимая биологическую, анатомо-физиологическую и клиническую терминологию;
  • применять знания для рациональной эксплуатации и усовершенствования биомедицинских приборов и систем;

Отличительной чертой преподавания является четкое и последовательное изложение материала на уровне последних научных достижений. При этом в процессе изучения морфологических данных и фундаментальных физиологических процессов, присущих всем живым существам, материал излагается с учетом специфических функций человеческого организма.

Преподавание дисциплины соответствует официальной программе по биологии человека и животных для специалистов в области биомедицинской техники и инженерии. При этом производится анализ морфофизиологической макро- и микроскопической организации органов и функциональных систем, рассматриваются основные параметры их активности, приводятся принципы регуляции, благодаря которым устанавливаются критерии нормальной деятельности структур в условиях целостного организма, приводятся основные критерии и методы оценки функциональной активности органов и систем.

Программа дисциплины предполагает изложение значительного количества сведений по общей биологии, генетике, анатомии, гистологии, биофизике, нормальной и патологической физиологии. При этом преподавание дисциплины рассчитано на студентов, получивших предварительные сведения по биологии, физике, химии и математике. По нашему мнению, понимание принципов организации и механизмов функционирования важнее, чем простое ознакомление с множеством, пусть даже важных, фактов. Как уже отмечалось, при анализе отдельных аспектов каждой из проблем предпочтение отдано комплексному подходу в изложении закономерностей, связанных с данными микро- и макроанатомии и эмбриологии. Подобная практика призвана дать студенту более глубокое представление о структуре и функции изучаемой системы. В этом, мы полагаем, проявляется прогрессивная тенденция интегрировать данные смежных наук. В настоящее время внимание исследователей биологических и физиологических проблем смещается в сторону более сложных структур организма: тканей, органов и их систем. Трудно переоценить значение этих знаний в разработке биомедицинских технологий, предназначенных для диагностических и терапевтических целей. В этой сфере «Биология человека и животных» в комплексе с другими дисциплинами разрабатывает научные основы способов оценки состояния органов, создания искусственных систем поддержания жизнедеятельности организма человека.


Библиографическая ссылка

Омельченко В.П., Гафиятуллина Г.Ш. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ «БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА В МЕДИКОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 36-38;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=241 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674