В настоящее время в системе высшего образования большое внимание уделяется самостоятельной работе и дистанционному обучению студентов, а также контролю за выполнением этого вида работы. Мы полагаем, что разработанная расчетно-контролирующая программа поможет в решении этой задачи не только студентам заочной и дистанционной форм, но, главным образом, студентам дневной формы обучения двухуровневой подготовки.
Нами разработана программа, предназначенная для двухступенчатого контроля выполнения студентами лабораторных работ по химическим (объемным и весовым) методам анализа и оценки преподавателем по определенному алгоритму итогов каждой работы. Она представляет собой ряд подпрограмм, каждая из которых соответствует одной определенной лабораторной работе (из 16 работ).
В начале работы с программой студент открывает файл своей группы, находит свою фамилию в списке учебной группы и выбирает номер лабораторной работы в общем реестре, входит в диалоговый режим. Программа запрашивает у студента его экспериментальные и расчетные данные по лабораторной работе, производит самостоятельные расчеты, сравнивает полученные значения со значениями, предварительно введенными в компьютерную программу экспериментатором. Помимо этого, если различие между значениями, рассчитанными компьютером и введенными студентом, превышает допустимое расхождение, программа сигнализирует студенту об ошибках в расчетах или эксперименте (например, при расчетах характеристик приготовленных растворов) и прерывает работу в данном блоке.
Если же расхождения не значимые, то в зависимости от относительной ошибки расчетов или опыта (величина которой варьируется преподавателем, например, от 5.0 до 0 %), программа запрашивает данные по выполненным лабораторным работам.
На следующем этапе включаются подпрограммы, связанные с количественным определением вещества в анализируемой пробе или образце, сравнивая указанные студентом значения с предварительно введенными преподавателем величинами. При значениях, не превышающих допустимый предел, программа сигнализирует «работа зачтена» и на мониторе выставляется соответствующая оценка (от 3.00 до 5.00) по данной лабораторной работе.
Таким образом, студент может самостоятельно определить, насколько хорошо он выполнил лабораторную работу, то есть удостовериться в качестве своей работы.
В ходе работы на компьютере параллельно создается следующий самостоятельный файл для преподавателя, в котором записаны фамилия студента, время выполнения компьютерной операции, название лабораторной работы, введенные студентом полученные значения, величина относительной ошибки и оценка. Преподаватель контролирует все этапы расчетов и полученных результатов студентов по разработанной программе и проводит мониторинг выполнения лабораторных работ студентами во всех своих учебных группах.
Библиографическая ссылка
Танганов Б.Б. ОСНОВЫ ХЕМОМЕТРИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ХИМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 41-41;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=244 (дата обращения: 21.11.2024).