В ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» в рамках Президентской программы осуществляется подготовки высококвалифицированных управленческих кадров для организаций народного хозяйства в области стратегического менеджмента и управления развитием.
Миссия программы ориентирована на реализацию компетентностного подхода и базируется на современных принципах и технологиях образовательного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов-менеджеров. Обозначенная миссия определяет модель компетенций менеджера, которая используется для разработки учебных планов, программ и учебно-методических материалов преподавателями. Программа предполагает получение слушателями знаний, необходимых для развития системного мышления и стратегического видения, приобретения навыков разработки и принятия комплексных долгосрочных решений.
Цель программы - обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных кадров в сфере стратегического менеджмента и управления развитием организаций, обладающих глубокими профессиональными и научными знаниями, владеющих методами научных исследований, способных трансформировать и создавать новые знания в области управления (особенно прикладного характера), оперативно адаптироваться и принимать эффективные управленческие решения в условиях динамичной внешней среды.
Предметное содержание данной образовательной программы включает общий блок дисциплин и специальный. Общая часть представлена следующими дисциплинами: основы экономической теории, общий менеджмент, финансовый менеджмент, сравнительный менеджмент, основы маркетинга, иностранный язык. Что касается дисциплин специализации, то их изучение позволяет слушателям сформировать систему специальных знаний, отражающих теоретические и практические аспекты стратегического менеджмента и управления развитием организации. К дисциплинам специализации, например, относятся: методы стратегического менеджмента, правовое регулирование предпринимательской деятельности или правовые основы управления (в зависимости от категории слушателей), технология стратегического менеджмента, принятие стратегических решений, комплексное управление качеством (TQM) и др.
Вместе с тем, в целях повышения качества образования, применяться компетентностный подход к подготовке обучающихся всех категорий (студентов, бакалавров, магистрантов, слушателей программ дополнительного образования) должен повсеместно. Использование в учебном процессе компетентностного подхода позволяет подготовить конкурентоспособного специалиста даже на условиях бакалавриата, не говоря о магистратуре и других дополнительных образовательных программах.
Компетенции - это не просто знания, умения и навыки, это способность применять на практике знания, умения и навыки. Компетенции необходимо развивать, а развиваются они через обучение (рис. 1).
Рис. 1. Развитие компетенций через обучение
Таким образом, ключевые компетенции руководителя - это сплав специфических знаний, навыков, умений, технологий, обеспечивающих создание потребительских ценностей. Способности руководителя - умения руководителя воздействовать на подчиненных с целью получения желаемого результата.
Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции руководителей следующие:
- понимание природы управленческого труда и процессов управления;
- знание должностных и функциональных обязанностей руководителя, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации;
- умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;
- владение искусством управления человеческими ресурсами и налаживания внешних связей;
- способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию - знания и умения.
Кроме того, можно выделить основные способности, на которые опирается административная деятельность.
- Руководящие способности - знание теории управления, управляемость, принятие оптимальных решений, выбор главного направления действий, стиль руководства, аналитичность, умение делать выводы, делегирование полномочий подчиненным, умение определять стратегические и оперативные цели, умение разрабатывать предложения, умение создавать эффективную структуру руководства, умение ставить задачи, отдавать распоряжения, правильная постановка задач.
- Деловые качества - вербализованность, дисциплинированность, инициативность, исполнительность, новаторство, самоанализ, самостоятельность, собранность, творчество, требовательность, трудолюбие, целеустремленность.
- Организаторские способности - воодушевленность, контроль за исполнением, кумулятивностъ, мотивация и мобилизация коллектива, оперативность, организация взаимодействия, подбор кадров, организация проведения переговоров, синергия, сплочение коллектива, умение организовать свое рабочее место.
- Профессиональные качества - внедрение научных достижений, знание области использования результатов деятельности, знание оптимизации налогов, знание профиля руководимого объекта, применение системы управленческих функций, использование современных технических средства, разработка новых изделий и услуг, самообразование, стремление к научным исследованиям, умение работать с документами, умение работать с финансовыми организациями.
- Волевые и моральные качества - активность, выдержанность, мужество, настойчивость, принципиальность, работоспособность, решительность, пунктуальность, энергичность, бескорыстность, верность, гармоничность, гибкость.
Библиографическая ссылка
Кожевина О.В. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 51-52;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=253 (дата обращения: 03.12.2024).