Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ

Кузнецова А.Я.
Известно, что человеком не рождаются. Человеком становятся в процессе жизни в обществе. Более того, со времен Аристотеля известно, что понятие человек не имеет самостоятельного смысла без понятия общество, то есть, человек это не просто индивид, а определенный элемент общества. М.Шелер назвал становление, образование человека в обществе гуманизацией. «Нет человека как вещи, - даже как относительно константной вещи, - но есть лишь вечная "возможная", в каждый момент времени свободно совершающаяся гуманизация, никогда, даже в историческое время, не прекращающееся становление человека. Человек есть существо возвышенное и возвысившееся в самом себе над всей жизнью и ее ценностями (да и над всей природой в целом), - существо» [1] , «Вечно новое и растущее "становление человека" в этом точном смысле - гуманизация, которая есть одновременно самообожение и со-осуществление идеи божества, - не ожидание некоего Спасителя извне, не приятие капитализированной спасительной благодати от Церкви, которая обожествляет своих основателей, превращая их в вещи, но отказывая в истинном личном следовании им, но именно самообожение, что означает в то же время со-осуществление вечно лишь "сущей как сущность". Образование - это не "учебная подготовка к чему-то", к профессии, специальности, ко всякого рода производительности, и уж тем более образование существует не ради такой учебной подготовки. Наоборот, всякая учебная подготовка "к чему-то" существует для образования, лишенного всех внешних "целей" - для самого благообразно сформированного человека» [1].

Для того, чтобы в процессе образования человек становился существом духовно возвышенным необходимо, чтобы само общество было гуманизированным, сформированным сообразно природе человека. В 1924 году С. Л. Франк так определил современное ему состояние человечества: «Мы живем в эпоху глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности» [2]. «Мы не знаем, чему мы должны служить, к чему нам стремиться и чему отдавать свои силы. Именно это сочетание духовного безверия с шаткостью и бурностью стихийного исторического движения образует характерное трагическое своеобразие нашей эпохи...Мутные, яростные потоки стихийных страстей несут нашу жизнь к неведомой цели; мы не творим нашу жизнь, но мы гибнем, попав под власть непросветленного мыслью и твердой верой хаоса стихийных исторических сил» [2].

Свою эпоху Франк называет «самой многосведующей» и эта эпоха «приходит к сознанию своего полного бессилия, своего неведения и своей беспомощности» [2]. Состояние бессилия, неведения и своей беспомощности знакомо и современному человеку. «В таком духовном состоянии самое важное - не забота о текущих нуждах и даже не историческое самопознание; самое важное и первое, что здесь необходимо, - это усилием мысли и воли преодолеть усиливающееся наваждение скептицизма и направить свой взор на вечное существо общества и человека... Мы должны вновь проникнуться сознанием, что есть, подлинно есть вечные незыблемые начала человеческой жизни, вытекающие из самого существа человека и общества, и попытаться вспомнить и понять самые основные и общие из этих начал» [2]. Образование современного человека осуществляется в условиях научно-технической информационной цивилизации.

Общество текущего столетия представляет собою для формирующегося человека среду, качество которой отступает от природосообразности, в том числе и потому что создание искусственной среды осуществляется на основе некачественных интеллектуальных проектов. Такая среда становится одним из факторов дегуманизации общества.

Чтобы образование человека осуществлялось как его гуманизация, то есть, для того, чтобы человек становился человеком, формируясь в условиях научно-технической информационной цивилизации, важными и действенными в настоящих условиях становятся два фактора: 1 - гуманизация общества, то есть гуманизация среды образования человека и 2 - воспитательное воздействие на индивида с целью направления его на путь самоконтроля в процессе образования. Второй путь предполагает воспитание в процессе образования индивида с развитыми интеллектуальными способностями, позволяющими ему, с помощью механизмов рефлексии, самопознания контролировать траекторию своего развития, обеспечивая природосообразность индивидуального образования.

Так же как мышление - явление коллективное, притом, что рождение мысли совершается в голове отдельного индивида, так, именно индивид является источником духовной энергии, притом, что духовная жизнь есть явление коллективное. Духовное становление человека в процессе его образования ведет к духовному обновлению всего общества, что не исключает актуальности задач гуманизации самого общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шелер М. Формы знания и образование / Избранные произведения. - М., 1994. -http://anthropology.rinet.ru/old/library/sheler3.htm
  2. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. - С.17.

Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 56-57;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=259 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674