Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования образования. Режим дистанционного обучения, в отличие от других педагогических технологий, предполагает осуществление образовательного процесса в режиме удаленного доступа, обеспечивая широкие возможности в плане предоставления гибких и вариативных схем, способов и содержаний образовательного процесса.
Классическое образование с его стабильностью и статичностью не требовало постоянного развития и формировало общую образованность и грамотность человека, гарантируя ему устойчивость встроенности в социо-культурное пространство в течение всей жизни. Принципиально иные онтологические основания образования формируют современные информационно-коммуникативные возможности: динамичность, процессуальность, открытость и непрерывность образовательного процесса. Система дистанционного обучения не только формирует, но и активизирует процессы изменения внутри самого образовательного пространства. Прежде всего, дистанционные технологии задают интенции изменений и формирование нового субъекта образовательного пространства - человека обучающегося, активного субъекта собственного бытия. Приспосабливаться, адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру становится возможным через самовыстраивание адекватно изменяющемуся миру.
Классическое образование требовало усвоения уже существующих знаний как определенного набора конечных смыслов. Переход к обучению, где задачей образования становиться не передача устойчивого набора знаний, которые быстро устаревают и требуют обновления, а умение личности быть открытой для собственных изменений, требует образовательного пространства, ориентированного на создание нового. Статичность и заданность исходных и конечных смыслов выступает лишь как основание, первоначальный контекст, в котором начинается творческое движение, результатом которого являются новые смыслы, конструируемые в образовательном процессе. Система дистанционных технологий позволяет изменить качественные аспекты содержательных основ образовательного процесса, используя автоматизированные обучающие и тестирующие программы, специализированные электронные учебно-методические пособия, возможности быстрого обновления методического обеспечения учебного процесса. Это активизирует интенсивную, целенаправленную, поддающуюся контролю самостоятельную работу обучающегося, его умение использовать соответствующий справочный материал, работать с информационными базами данных.
Дистанционные технологии трансформируют одномерную упорядоченность трансляции смыслов содержания знаний, характерную для классического образования, когда усвоенные в процессе обучения основы наук, могли гарантировать человеку образованность в течение всей жизни. Рост информационно-коммуникативных взаимодействий, возможность одновременной работы с разными источниками, позволяет в конкретной ситуации анализа наиболее полно вскрыть смысл, соответствующий данному контексту. Тем самым, обучение не сводится к единственно возможному вектору движения, одномерному смыслу, а стремится выйти за пределы, в многомерное пространство значений.
Таким образом, дистанционные технологии и обучение обеспечивают личностную ориентацию на самодостраивание, самопроектирование как в профессиональном, так и в общекультурном отношении. Это задает изменение онтологических основ образовательного пространства, когда трансляция смыслов начинает сменяться их процессуальным развертыванием. При функционировании образования как процессуального разворачивания смыслов, личность научается конституировать саму себя как свободное творческое существо, стремящееся к подлинному бытию.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что дистанционные технологии и обучение активизируют формирование адекватного современности образования, направленного не на трансляцию абсолютных норм и истин, а на их процессуальность и становление. Целью такого образования является формирование личности, открытой для собственных изменений, обладающей деятельностным началом личностного оформления.
Библиографическая ссылка
Дотоль И.В. ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 59-60;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=261 (дата обращения: 21.11.2024).