Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОПРОСАМ КАЧЕСТВА

Васильева Е.Ю.
Учебное пособие «Информационные технологии в социальной сфере» является учебным изданием для системы высшего профессионального образования. Издание адресовано студентам, аспирантам и преподавателям вузов по гуманитарным специальностям для формирования целостной системы знаний об информационных технологиях как составляющей процесса информатизации социальной сферы в контексте информационного характера развития современного общества, а также привития навыков использования информационных технологий при решении практических задач в социальной сфере. Представленное издание рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа».

Пособие включает теоретико-методологический анализ процесса информатизации социальной сферы, рассмотрение основных направлений технологизации информационного пространства социальной сферы в современных условиях и опыта практического использования информационных технологий в различных областях социальной сферы России. В издании систематизированы материалы, основанные на научных исследованиях последних лет в области социальной информатики, социологии, права, теории социальной работы. Библиографическую базу учебного пособия составляют 222 источника, в том числе 54 нормативных акта.

Методический уровень материала повышают представленные в приложениях план лабораторных занятий с использованием сети Интернет, план лабораторных занятий по подготовке сообщений с использованием НИТ, темы рефератов, тесты для самоконтроля, вопросы к экзамену. Даны рекомендуемые Интернет-источники. Психолого-педагогическое восприятие материалов издания обучающимися облегчается благодаря использованию многочисленных иллюстраций в оформлении.

Учебное пособие содержит восемь глав: «Феномен информатизации современного общества», «Этические и социальные проблемы информатизации», «Основы теории информации и информационной технологии», «Информатизация социальной политики и управления социальной сферой», «Зарубежный опыт информатизации социальной работы», «Информационные технологии дистанционного обучения», «Интегрированные информационные системы в социальной сфере», «Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере в России».

В издании рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к анализу социальных аспектов формирования информационного общества; осуществлен анализ содержания базовых понятий - «информационное общество», «информатизация», «информатизация социальной сферы», «информационные технологии». Специально обсуждаются механизмы социальных изменений, происходящих в условиях формирования информационного общества. Особое внимание уделяется социальным проблемам, формирующимся под влиянием процесса информатизации в России, перспективам социальной адаптации различных групп населения в условиях информатизации. Рассмотрены рекомендации для государственных и муниципальных органов и организаций социальной сферы по повышению эффективности процесса информатизации в современных условиях и снижению его негативных социальных последствий.

Дан анализ функциональности программных средств и Интернет-технологий, использующихся в социальной сфере в России, Великобритании, Германии, США в контексте проблем информатизации структур государственного и муниципального управления (на материалах России и зарубежном опыте). Особое внимание уделено освещению информационного обеспечения граждан органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными объединениями в современном российском обществе.

В пособии освещено формирование нормативно-правовых основ государственной политики в области развития информационного общества, информатизации социальной сферы в России в 1990-е-2000-е годы. Показано, как государство в процессе становления информационного общества может и должно взять на себя более активную роль катализатора перемен и с помощью механизма правового регулирования направлять их в желательное для общества русло во избежание негативных социальных последствий. Представлен анализ гарантий доступа к государственным информационным ресурсам, содержащихся в официальных документах РФ. Рассмотрено формирование единого информационного пространства социальной сферы как системы, позволяющей сделать все структуры общества открытыми и доступными. Обоснована необходимость и показаны пути повышения правовой культуры населения и создания единого информационного пространства при помощи современных информационных технологий, с использованием зарубежного опыта, систематизированного автором в результате стажировок в США, Великобритании и Германии.

Издание включает обзор нормативных требований к использованию компьютерной техники в образовании и в сфере труда, направленных на защиту здоровья пользователей. Описана проблема эффективности правовых ограничений объема и содержания воздействия СМИ (например, негативной и трагической информации, пропаганды насилия) на различные возрастные группы, и в особенности на подростков.

Так, представленные в учебном пособии материалы с теоретической точки зрения способствуют овладению теоретико-методологической базой исследования и оценки процесса информатизации современного общества, проблем информатизации социальной сферы; формированию системного представления об особенностях применения информационных технологий при разработке и проведении социальной политики, прогнозировании социальных процессов, в управлении социальной сферой, в том числе при подготовке персонала отрасли. Издание позволяет проводить обучение основам государственной информационной политики, законодательства в области информатизации. В результате происходит формирование знаний о наиболее важных характеристиках основных тенденций внедрения, использования и совершенствования информационных технологий в социальной сфере, развитие способности к критической оценке этих процессов.

С практической точки зрения, материалы пособия предназначены для освоения программно-инструментальных средств решения практических задач обработки информации в социальной сфере, ознакомления со структурой и содержанием информации в базах социальных данных, овладения технологией работы с ними; формирования умений использовать современные информационные системы, применяющиеся в настоящее время в федеральных и региональных ведомствах социальной сферы (социального развития, опеки и попечительства, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.). Важное значение уделяется обучению умениям использовать в практической деятельности сетевые технологии для аккумулирования и генерации информационных ресурсов в контексте формирования единого информационного пространства социальной сферы. Наконец, осуществляется методологическая подготовка обучающихся к дальнейшему исследованию и применению информационных технологий с целью оптимизации процесса информатизации социальной сферы и повышения информационного потенциала современного общества.

Учебный курс «Информационные технологии в социальной сфере» является необходимым элементом в системе подготовки специалистов социальной сферы любого профиля в условиях информатизации современного общества. Полученные знания позволят грамотно и квалифицированно использовать возможности стремительно развивающихся сегодня во всем мире информационных технологий в целях управления, планирования и социального развития.

Рецензенты учебного пособия: д. физ.-мат. н., проф. Пермского госуниверситета Е.К. Хеннер; д. соц. н., проф. Пермского госуниверситета А.Г. Антипьев; д. соц. н., проф. Пермского госуниверситета З.П. Замараева; директор ГУП «Информационно-вычислительный центр Правительства Пермского края» Б.Г. Путиевский; директор Пермского регионального центра информатизации, доц. А.В. Кубышкин.

Пособие является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводившегося Фондом развития отечественного образования.


Библиографическая ссылка

Васильева Е.Ю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОПРОСАМ КАЧЕСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 3. – С. 18-20;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=307 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674