Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Кукуев А.И. Шевченко В.А.
Работа выполнена на кафедре управления образованием Педагогического института Южного федерального университета.

Научные рецензенты: доктор педагогических наук, профессор П.П. Пивненко, доктор педагогических наук, профессор Л.М. Сухорукова.

Учебно-методическое пособие «Современные подходы в образовании» посвящено актуальным вопросам теории и практики педагогики.

В пособии раскрывается подход как одно из методологических понятий, содержится актуальный теоретический и практический материал, способствующий освоению и реализации андрагогического и компетентностного подходов в образовательном процессе.

Пособие подготовлено на модульной основе с представленным в нем диагностико-квалиметрическим обеспечением и предназначено для преподавателей высших учебных заведений, институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования, слушателей курсов повышения квалификации, изучающих современные подходы в образовании. Может использоваться в рамках аудиторных занятий в системе дополнительного профессионального образования, а также в процессе профессиональной самоподготовки.

Учебная дисциплина «Современные подходы в образовании» относится к числу педагогических дисциплин, имеющих методологическую направленность. Последнее проявляется в том, что посредством данной дисциплины раскрывается сущность понятия подход как одного из основных понятий методологии педагогики.

Методология педагогики понимается как система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, как система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований. Педагогика при этом понимается как единственная наука об образовании.

Подход как одно из понятий, главным признаком которого является научность, лежит в основе педагогической теории и определяет состояние педагогической практики. В связи с этим учебная дисциплина «Современные подходы в образовании» имеет научно-теоретическое и прикладное значение в профессиональной подготовке квалифицированных педагогических кадров.

К числу базовых профессиональных компетенций, необходимых для освоения вопросов данной учебной дисциплины, относятся:

  • знание основ методологии педагогики;
  • владение основами комплекса педагогических дисциплин;
  • знание основ педагогической и возрастной психологии;
  • владение основами планирования учебной деятельности;
  • умение проводить анализ педагогических ситуаций;
  • обладание навыками поиска и анализа специальной информации.

В результате изучения учебной дисциплины «Современные подходы в образовании» слушатели овладевают следующими профессиональными компетенциями:

  • знанием специфики субъект-субъектных отношений в учебном процессе;
  • знанием основ профессиональной деятельности преподавателя-андрагога;
  • знанием основ технологии работы с взрослыми обучающимися;
  • умениями строить учебный процесс на основе андрагогической модели обучения;
  • умениями рефлексии и критического мышления.

Учебно-методическое пособие включает два модуля.

В первом из них, «Андрагогический подход в образовании» (автор - доцент кафедры управления образованием Педагогического института Южного федерального университета, кандидат педагогических наук Александр Иванович Кукуев) раскрывается методологическое понятие «подход» и конкретизируется роль андрагогического подхода в образовании взрослых на современном этапе.

В научной интерпретации академика РАО Е.В. Бондаревской подход - это осознанная ориентация педагога-исследователя или педагога-практика на реализацию в своей деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов исследовательской или практической педагогической деятельности, соответствующая требованиям принятой образовательной парадигмы. (Кукуев А.И. «Андрагогический подход в педагогике». - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 328 с. - С. 8). - www.famous-scientists.ru/3876/. Для разработки педагогической теории требуется соответствующий подход, который является основой построения педагогической теории. Как особая научная категория подход считается основой формирования не только любой педагогической теории, но и практики: именно подход лежит в основе формирования принципов и методов обучения, воспитания, образования. В связи с этим для построения теории образования взрослых необходим андрагогический подход.

Понятие андрагогический подход образовано от понятия андрагогика и заимствовано в русский язык из зарубежных, прежде всего, англоязычных, источников.

В настоящее время, данное понятие находит отражение, как в практической деятельности, так и в диссертационных исследованиях.

Подход как методологическая категория рассматривается с позиции парадигмального подхода, что позволяет утверждать, что андрагогический подход реализуется в контексте парадигмы гуманной педагогики, высшей ценностью которой является человеческая личность.

Для целостного понимания подхода необходимо выяснение его связей с рядом категорий и понятий, таких, как: парадигма, ценностные ориентации, методологические принципы, принципы обучения, педагогическое целеполагание, отбор содержания образования, методы реализации образования, основной практический метод подхода.

Подход включает в себя принципы обучения, характеризуется присущими только ему ценностными ориентациями, реализуется в практическом методе. Он предполагает рассмотрение того или иного педагогического феномена через призму педагогически определенных понятий и т.д.

Второй модуль, «Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании» (автор - доцент кафедры управления образованием Педагогического института Южного федерального университета, кандидат педагогических наук Валерий Аркадьевич Шевченко) раскрывает сущность компетентностного подхода как одного из условий повышения качества образования.

Понятийный аппарат, отражающий процессы становления компетентностного подхода в образовании на данном этапе представляет собой достаточно сложный конгломерат теоретических положений, классификаций, понятий и научных определений, из которых порой проистекают весьма противоречивые выводы.

Встречаются также поверхностные исследования, не отличающиеся глубиной и имеющие весьма сомнительную теоретическую и практическую ценность.

Такое положение свидетельствует о большой сложности и глубине данной проблемы, которая продолжает находиться в стадии становления и научной разработки.

На данном этапе можно наблюдать общую тенденцию в российской науке - применять компетентностный подход как ключ к формированию и оценке профессиональных возможностей педагога и оценке качества учебных достижений учащихся за известный промежуток времени, через создание стандартов нового поколения.

По мере введения компетентностного подхода в нормативную и практическую составляющую образования, продолжает обосновываться и уточняться описание результирующих единиц содержания образования, таких как: базовые и ключевые компетентности, ключевые квалификации. Достаточно функциональную и стройную систему социально-профессиональ-ных единиц, как конструктивных элементов обновления содержания профессионального образования был предложен коллективом под руководством Э.Ф. Зеер. (Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк А.А. «Модернизация профессионального образования: компетентностный подход». - М., 2005, - с. 48).

Среди данных конструктов названы базовые (ключевые) компетентности, социально-профессиональные, в том числе, ключевые компетенции и, наконец, ключевые квалификации.

Ключевые компетентности выражают степень теоретико-прикладной подготовленности к деятельности на уровне функциональной грамотности посредством использования имеющихся у человека знаний, умений, опыта. Выделяются следующие виды компетентностей:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта и пр.);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

В данном случае в компетентности интегрируется когнитивный, предметно-практиче-ский и личностный опыт личности. При этом «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».

Таким образом, освоение материала учебной дисциплины «Современные подходы в образовании» предполагает включение определенного объема теоретических знаний о сущности подхода как методологической категории педагогики, а также развитие практических навыков организации учебного процесса на основе представленных подходов. Практическая направленность изучаемой учебной дисциплины подразумевает включение в лекционные и семинарские занятия элементов интерактивного обучения, т.е. обсуждение проблемных вопросов в формате Сократова диалога, обмена опытом, а также использование презентаций и раздаточного материала. Такое понимание процесса обучения обеспечивается следующими формами организации учебного процесса:

  1. Лекцией как основной формой предъявления теоретического знания, проводимой в режиме интерактивного обучения на основе реализации андрагогической модели обучения.
  2. Организацией образовательного процесса на практических занятиях в форме обсуждения конкретных образовательных ситуаций и решения практических задач, позволяющих обмениваться накопленным слушателями опытом, обсуждать актуальные вопросы практической профессиональной деятельности.

В модулях представлены комплексные цели, содержание, задания для самоконтроля, проектные задания, тесты, списки рекомендуемой литературы, глоссарии.


Библиографическая ссылка

Кукуев А.И., Шевченко В.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 3. – С. 10-12;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=311 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674