Малый бизнес играет большую роль в процессе формирования стабильной рыночной структуры, развития экономического сектора. Он выполняет ряд таких важнейших социально-экономических задач, как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.
Финансовый кризис серьезно повлиял на работу малых предприятий: снизились арендные ставки и зарплата работников, произошло удорожание кредитов, падение спроса, резко возросла активность государственных контролеров и рейдеров. В результате каждый второй представитель малого бизнеса ожидает ухудшения состояния своего бизнеса.
В конце 2008 года общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» провела мониторинг, в результате которого было выявлено, что 3/4 компаний малого и среднего бизнеса уже ощутили на себе влияние мирового экономического кризиса. [1]
Основной проблемой явился растущий дефицит финансовых ресурсов. Кредитование малого бизнеса за последнее время претерпело существенные изменения (рис. 1).
В условиях кризиса, значительное количество банков перестало кредитовать малый и средний бизнес. Считанные банки продолжают выдавать кредиты небольшим компаниям. По причине снижения ликвидности банки предъявляют все более жесткие требования к потенциальным заемщикам, что приводит к замедлению темпов развития предприятий и усложнению отношений малого бизнеса с банками. Во-первых, выросли процентные ставки по кредитам. В настоящее время они составляют около 30% годовых, что является неподъемным грузом для подавляющего числа малых предприятий. [2] Во-вторых, банки пересматривают объемы залогов, предоставляемых в обеспечение кредита. В-третьих, происходит сокращение ряда кредитных программ и продуктов для целевой аудитории.
Данные действия приводят к снижению темпов кредитования малого бизнеса.
Несмотря на перспективность кредитования малого бизнеса и значительные улучшения последних лет в этой сфере, на сегодня данное направление для многих кредитных организаций не является ведущим - проблемы в финансовом секторе затмевают многое и требуют от российских банков осторожных подходов к развитию.
В сложившейся ситуации малому бизнесу необходима поддержка со стороны государства.
Поддержка малого и среднего бизнеса включена в Перечень первоочередных мер, которые предпринимаются Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Данный перечень мер представлен в таблице 1. [3]
Помимо первоочередных мер Правительстством РФ на 2009 год был разработан проект программы антикризисных мер, в котором запланирован ряд мер по поддержке малого бизнеса. Данный проект помогает малому бизнесу развиваться и плавно выходить из сложных ситуаций. Он включает следующие меры:
- Закрепление принципа уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.
- Сокращен перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также будет расширена сфера декларирования соответствия.
- Требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Будут установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. При этом передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний.
- Разрабатывается механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, а также обеспечение развития системы небанковских микрофинансовых институтов, для оказания финансовой поддержки микро предприятиям и начинающим предпринимателям, за счет средств Внешэкономбанка.
- Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона.
- Предоставление возможности авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 60 % в течение первого - третьего квартала текущего года.
В 2009 году будут также приняты дополнительные меры по поддержке развития малого и среднего бизнеса. [4] Данные меры представлены на рис. 2.
Оказывают помощь малому бизнесу и гарантийные фонды предпринимательства. Они предоставляют поручительства по обязательствам предпринимателей (например, по займам, кредитам, договорам лизинга и др.). Так, в Оренбургской области средства гарантийного фонда будут предоставляться в виде гарантии предпринимателям, когда им для оформления кредита в банке не хватает ликвидного обеспечения. Гарантийный фонд поможет получить малым предпринимателям необходимые кредитные ресурсы при отсутствии достаточного залогового обеспечения в тех банках, с которыми Фонд подпишет соглашения. Например, Тюменский Гарантийный фонд для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства имеет договоренности по кредитам для предпринимателей с Западно-Сибирским банком Сбербанка России и ОАО «Запсибкомбанк». А недавно образовавшийся Гарантийный фонд в Самарской области планирует в начале своей деятельности привлечь к сотрудничеству 4-5 региональных банков, которые имеют достаточно устойчивое финансовое положение и обладают развитой сетью филиалов.
Поддержку малому бизнесу оказывают также областные фонды поддержки малого предпринимательства. В частности Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства поддерживает малый бизнес области грантами до 300 тысяч рублей и поручительством. 50 процентов залогового обеспеченья кредитов фонд берет на себя. Также фондом поддержки малого предпринимательства предусмотрены 10-процентные льготные ставки и растянутый период погашения кредита. Данные мероприятия способствуют увеличению числа обращающихся в фонд за помощью предпринимателей. С 1 января 2009 года число заемщиков составляло 29, а сумма займов - 7 млн. руб. [5].
Развитие малого бизнеса - это одно из приоритетных направлений в экономической политике современных государств. Проблема развития данного сектора экономики не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Малый бизнес не только развивает экономический сектор, но также обеспечивает поступление налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. В Перечне первоочередных мер, предпринимаемых Правительством
Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса, указано, что основной целью поддержки малого бизнеса является именно использование его потенциала для создания новых рабочих мест. Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса является актуальной задачей и государство должно оказать малому предпринимательству разностороннюю помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Комплекс срочных мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях, сформировавшихся под влиянием глобального мирового кризиса: предложения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» // http://www.opora.ru/examination/actual-documents/2008/11/01/kompleks-srochnykh-mer-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-v
- Кредиты остаются недоступными для малого бизнеса // www.cbnews.ru/?p=204
- Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса // www.government.ru/content/governmentactivity/anti knzismenprf/4782832.htm#S13
- Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // www.government.ru/content/governmentactivity/anti krizismeriprf/5431178.htm
- Белгородцы стали чаще обращаться за кредитами для малого бизнеса // www.belnovosti.ru/news/society/2009/03/18/belgoro dtsystali-chashche-obrashchatsya-za-kreditami-dlya-malogo-biznesa
Библиографическая ссылка
Шаповалова М. Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 50-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=32 (дата обращения: 21.11.2024).