Понятие «качество образования» включает в себя нормативно-правовые требования к образованию, историко-культурные традиции и теоретико-методологические принципы построения образовательной системы.
Качество образования являет своим результатом конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения, высокие достижения в обучении, технологичность и современный уровень организации учебного процесса.
Сегодня все чаще встречается в оценке качества образования такое понятие, как «»мониторинг». Общим образом мониторинг определяется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом. Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий. Мониторинг в образовании это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить повышение его качества. В оценке качества образования используется две группы мониторинга. Первая группа - это информационный мониторинг, связанный в непосредственным накоплением и структуризацией информации. Вторая группа - это системы мониторинга за развитием знаний обучающихся, разработанный СИТО - Национальный институт по оценке достижений в области образования Голландии. В общем смысле системы мониторинга за знаниями обучающихся могут быть определены, как выбор инструментов оценки, позволяющий осуществлять долговременную оценку объема знаний как отдельных учащихся, так и групп обучающихся. Долговременная оценка означает регистрацию прогресса за более длительный срок, т.е. несколько раз в год. Понятие мониторинговых систем за знаниями обучающихся также определяется, как конкретное средство для определения расхождений между прогрессом и целями, установленными образовательным учреждением школой, и для регистрации этого прогресса.
Использование мониторинга в оценке качества образования помогает определить:
- решены ли образовательные цели;
- насколько качественно усвоены знания обучающимися;
- существуют ли показания для усовершенствования работы педагогов.
Обоснование, разработка и использование мониторинга оценки качества образования является дорогостоящим мероприятием и требует значительных временных затрат, но результаты его использования дают очень полезную информацию об эффективности образования. Система мониторинга, используемая в образовании, построена с использованием модели цель-результат с учетом процесса обучения. Результаты мониторинга предназначены для использования как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений, а в качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы. Использование мониторинга в оценке качества образования имеет множество плюсов:
- включение в образовательный процесс новых педагогических технологий;- компьютеризация образовательного процесса, наглядность изложения материала с использованием мультимедийных обучающих программ;
- включение в учебный процесс тестовой проверкой знаний и возможностью самоподготовки и самоаудита обучающихся;
- развитие образовательных программ с использованием новых подходов в образовании через научно-исследовательскую и проектную деятельность. В последние годы тенденция использования мониторинга в образовании увеличилась и оказывает положительное влияние на качество образовательного пространства.
Библиографическая ссылка
Дульнева Е.В., Позднякова И.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРИНГА В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 24-25;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=349 (дата обращения: 21.11.2024).