Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ НА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Клюшина И.В. Позднякова И.Р.

В условиях современных социально-экономических и культурных преобразований в стране проблема качества высшего образования студентов представляется актуальной и перспективной. Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как: наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации; качество профессионально-преподавательского состава вуза; качество организации процесса обучения; качество методического обеспечения учебного процесса, а также качество субъектов обучения.

Качество образования самым непосредственным образом зависит от личностных характеристик обучаемого. Здесь огромную роль играют мотивация в выборе факультета, в выборе специальности, ориентация на достижение поставленных целей, интеллектуальный потенциал студента и многие другие факторы, составляющие индивидуальное воспитательное пространство личности.

Однако индивидуальное воспитательное пространство личности, и его воздействие на качество высшего образования исследовано слабо. Первая попытка систематизировать различные подходы к пониманию категории воспитательного пространства была предпринята Н.Л. Селивановой. Она указывает на недостаточную представленность в таком понимании субъектной роли воспитанника в воспитательном пространстве, так как оно регламентируется определенным, заданным образом жизни студента [5].

Большое внимание проблемы воспитательного пространства личности уделяли Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, Д.В. Григорьев.

В педагогике воспитание рассматривается как гуманитарная практика в трех аспектах, отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное, индивидуальное и взаимодействие. Трем аспектам бытия соответствуют три ведущих воспитательных пространства: социальное, индивидуальное и пространство взаимодействия или пространство культуры.

Индивидуальное воспитательное пространство личности включает в себя такие проявления студента как: самопознание, самоопределение, самосовершенствование, самоактуализация, самопреображение [1].

Назовем возможности индивидуального воспитательного пространства личности для повышения качества образования:

  • свобода принятия студентом решения о его вхождении в воспитательное пространство;
  • свобода выбора такой деятельности, которая позволяет ему достичь успеха;
  • построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
  • более интенсивное и разноплановое исполнение различных ролей;
  • выбор различных коллективов, общностей и возможность их смены;
  • способность к рефлексии, к нравственному выбору в ситуациях коллизий;
  • осознание собственной значимости для других людей;
  • способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их;
  • устойчивость взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции;
  • обладание индивидуальными процессуальными характеристиками, уникальностью, неповторимостью, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению [2].

Итак, совершенствуя индивидуальное воспитательное пространство личности, мы тем самым воздействуем на качество образование в целом. Так как субъекты образовательного процесса его неотъемлемая составляющая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга, 2000.
  2. Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997.
  3. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2007.
  5. Селиванова Н.Л. Воспитание: теория и реальность // Известия РАО. 1999. № 2/

Библиографическая ссылка

Клюшина И.В., Позднякова И.Р. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ НА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 27-28;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=353 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674