Образование во многом рассматривается сегодня как «локомотив» социальных, экономических, технических и культурных преобразований, поскольку только на пути выполнения этого качества можно обеспечить адекватное воспроизводство и развитие интеллектуального потенциала страны, во многом определяющего данный прогресс.
Вопрос о том, что такое качество образования, до настоящего времени остается проблематичным. В современных исследованиях под качеством образования понимают «соотношение цели и результата, меру достижения цели» (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова), «социальную категорию, отражающую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» (С.Е. Шишов, В.А. Кальней), «интегральную характеристику образовательного процесса и его результатов, выражающую меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить» (С.М. Вишняков) [1].
Проблема качества интеллектуальных ресурсов и прежде всего качества подготовки профессионалов-специалистов с высшим образованием, способных решать самые сложные проблемы во всех сферах науки, техники, технологии и общественной практики, выдвинулась в число первоочередных национальных проблем во всех государствах.
В современной России, как и в Западной Европе, происходит постоянно действующая реформа высшего образования, целью которой является повышение качества образовательных услуг [2]. В будущем планируется перестроить всю систему высшего профессионального образования таким образом, чтобы данная система полностью отвечала реалиям современного общества. Структурная перестройка системы высшего образования создаст необходимые условия для повышения качества образования и формирования профессионалов, способных работать в условиях инновационной экономики, созданная система независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений высшего профессионального образования. Это может, в частности, означать сокращение числа программ, по окончании которых выдаются госдипломы, дающие право на определенную профессиональную деятельность, и увеличение числа программ, которые предполагают сдачу профессиональных экзаменов для выхода на рынок труда. Изменится сама природа образовательного процесса в высших учебных заведениях. Помимо модульных траекторий и широкого выбора ресурсов новый тип обучения будет характеризоваться большим объемом самостоятельной работы студентов, появлением коллективных форм учебной работы. Безусловным требованиям к магистратуре, а также к бакалавриату в исследовательских вузах станет освоение иностранного языка на уровне, достаточном для свободной коммуникации и обучения [3].
В Российской системе высшего образования для повышения его качества многое уже сделано, однако предстоит приложить еще немало усилий для вывода отечественного высшего образования на международный уровень.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронина Е. В. Проблемы качества высшего образования в системе социального управления // Право и образование. 2005. №5.
- Фоков А.П. Высшее образование в России и Западной Европе (гражданско-правовые аспекты) // Юридическое образование и наука. 2007. №2.
- Волков А., Реморенко И. Кузьминов Я., Рудник Р., Фрумин И., Якобсон Л. Образование 2020 // Платное образование. 2008. №5 (67).
Библиографическая ссылка
Костина Е.И., Позднякова И.Р. КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 28-29;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=354 (дата обращения: 21.11.2024).