Успехи, достигнутые медициной, не могут не впечатлять. Созданные медицинские технологии позволяют оказывать реальную помощь больным, которые ещё в недалеком прошлом были обречены на смерть. Всё это стало возможным благодаря тому, что медицина более двух веков назад прочно встала на фундамент естествознания, материализма и атеизма.
Вместе с тем нельзя не замечать и того факта, что в последние десятилетия медицинская наука впала в состояние стагнации. Не видно новых прорывных идей, а причины большинства болезней по-прежнему остаются неизвестными. Наблюдаются многочисленные, преимущественно эклектические компиляции старых взглядов, обогащенные новыми техническими средствами. При этом технологические успехи никак не отражаются на понимании природы человека и его заболеваний. Естествознание, породившее современную медицину, постоянно реформирует свою методологию, интенсивно перерабатывая новые знания, получаемые в таких динамично развивающихся областях как физика элементарных частиц, теория информации, термодинамика нелинейных процессов и т.д. Медицина же практически не реагирует на подобные инновации.
Сегодня не представляет труда по любому исследовательскому или практическому медицинскому вопросу найти противоположные и взаимоисключающие точки зрения. В разных городах защищаются диссертации, предлагающие противоположные взгляды на природу, диагностику и лечение одного и то же заболевания. На протяжении многих лет сосуществуют противоположные методы терапии, такие как, например аллопатия и гомеопатия. И, наконец, в практике мирно уживаются наука, магия и мифология, а также научное, околонаучное и вненаучное знание. Это позволяет предположить, что существующая философская основа медицины почти исчерпала свой потенциал. Накопление отдельных фактов значительно опережает возможности их творческого осмысления, но всё же они ложатся в основу предлагаемых методов лечения. Такие методы являются сугубо симптоматическими, т.е. направленными на подавление признаков заболевания, а не на регуляцию его механизмов. Эффективность таких методов крайне низка, потому что факты - это всего лишь пища для учёного, но не его научный продукт.
Из всего разнообразия философских взглядов и теорий современная официальная медицина наиболее полно вписывается лишь в одну концепцию - механистический материализм. Сегодня сложно найти научную область, использующую такой же архаичный методологический инструментарий, как тот, который используется медициной. Человек в современной медицине воспринимается как сумма клеток и тканей его физического тела, объединённых системой регуляции, являющейся продуктом деятельности этих же клеток.
В последние годы стала очевидной тупиковость выбранного пути. Наука проникла в организм человека настолько глубоко, что стало ясно: дальнейшее микроанатомирование человека уже не сделает наши представления о человеческих болезнях более полными, чем они есть сейчас. Причины человеческих болезней вышли за пределы физически воспринимаемого тела человека. Сегодня медицина достигла наиболее ощутимых успехов именно там, где есть возможность заменить больной орган либо трансплантатом, либо искусственным протезом. Речь о лечении человека, т.е. восстановлении функции и структуры его собственных органов фактически не идёт. Кульминацией этого направления становится идея клонирования человека, т.е. по сути создания протеза всего человеческого тела сразу. Эта идея, возможно, скоро будет реализована, и нам предстанет максимум того, что может дать существующая медицина для лечения людей.
Наиболее целесообразным вариантом преодоления сложившегося в медицине методологического кризиса представляется возврат в исходную точку, с которой она начала своё развитие и поиск нового пути. Необходимо расширение методологической базы медицины, что позволит преодолеть влияние сциентизма. Современная философия науки интенсивно ищет пути анализа неявного знания. Её интересует изучение скрытых механизмов познаваемых систем, причём элементы неявного знания представляются не малозначимым побочным продуктом исследования, а основной его составляющей. Для медицины эта проблема особенно актуальна, т.к. два феномена, которые объединяет в себе человек - жизнь и сознание - не подлежат непосредственному наблюдению и не могут адекватно исследоваться в условиях господства гносеологического феноменализма.
Модернизация методологии естественнонаучных основ медицины необходима для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных выполнять не только репродуктивную, но и творческую работу, вести научные исследования и полученные результаты внедрять в практику, обучать других людей, поддерживать своё здоровье, вносить вклад в оздоровление окружающей среды, ориентироваться на непрерывное образование.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в медицине // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 60-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=36 (дата обращения: 21.11.2024).