Деструктивной является любая авторитарная иерархическая организация, практикующая обманную вербовку и прибегающая к использованию контроля сознания. Деструктивные организации широко используют психологическое насилие, т.е. такое воздействие на сознание человека, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов.
В современных условиях практически невозможно полностью оградить себя от влияния. Основой информационно-психологической безопасности личности является самоэффективность, понимание законов влияния, умение дифференцировать полезную и потенциально опасную информацию, сформированность алгоритмов критической обработки информации.
Устойчивость к влиянию деструктивных организаций определяется мерой субъектности человека, которая формируется и существует в месте сопротивления давлению и в месте управления собственными физическими и психическими функциями. Субъектность интегрирует такие характеристики личности как активность, рефлексивность, инициативность, творчество, этическая зрелость, самодетерминация, саморегуляция, осознанность, самостоятельность и др.
Субъектность личности в существенной мере определяется мерой самостоятельности и критичности мышления. Критическое мышление препятствует контролю сознания. Спонтанно субъектные качества личности и критичность мышления развиваются крайне медленно, в связи с чем возникает потребность в разработке методов их целенаправленного формирования.
При конструировании модели психологической превенции вовлечения студентов вуза в деструктивные организации учитывались общие принципы психологического моделирования превентивной работы, выделенные в психологической литературе содержательные характеристики работы со студентами и полученные в ходе теоретического анализа выводы в рамках проблемы диссертационного исследования.
В качестве основного вектора работы по оказанию психологической помощи студентам вуза было выбрано осознание ими собственных субъектных качеств как детерминант устойчивости к деструктивным влияниям и освоение способов их развития.
Модель психологической превенции вовлечения студентов в деструктивные организации включает в себя следующие направления работы: психологическое просвещение; научно-исследовательская деятельность; тренинговые занятия со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию субъектных качеств личности; спецкурсы и факультативные курсы, направленные на помощь студентам в осмыслении собственных этнопсихологических особенностей как детерминант личностной устойчивости; индивидуальное консультирование.
При создании модели превентивной работы значимое место отведено психологическому просвещению, которое должно осуществляться с учетом следующих принципов:
- в рамках превентивной работы не освещаются психологические особенности жизнедеятельности отдельных организаций;
- не раскрываются системы взглядов деструктивных организаций и не описываются факторы их психологической привлекательности;
- внимание студентов акцентируется на манипулятивных способах вовлечения и последующего удержания человека, применяемых деструктивными организациями;
- предметом обсуждения становятся экономические, политические и психологические интересы лидеров деструктивных организаций.
Психологическое просвещение как направление психологической превенции влияния деструктивных организаций имеет наибольшую значимость в вузе.
Повышение качества образования в области развития устойчивости студентов к влиянию деструктивных организаций следует начинать, с психологического просвещения которое реализуется через лекции, беседы и подбор специальной литературы.
Библиографическая ссылка
Сеитова М.Ш., Позднякова И.Р. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ВЛИЯНИЮ ДЕСТРУКТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 34-35;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=361 (дата обращения: 03.12.2024).