Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Батракова Е.Б. Чибисова О.В.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности студента. Изменяются позиции обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся. Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого обучащюегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Главная цель обучения при таком подходе заключается в создании благоприятных условий для развития личности. Однако, опыт каждого человека сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности.

Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия надо знать характеристику субъектного опыта обучающихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить студентов необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием студента.

Педагогика, ориентированная на личности обучающегося, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

В данном контексте нами было разработано занятие - ролевая игра на основе одного из уроков пособия по практике устной и письменной речи "Proficiency C2", авторы - Virginia Evans & Jenny Dooley. Занятие рассчитано на учащихся 2 - 4 курсов языковых ВУЗов. Данное занятие - нестандартное, ведь ролевая игра - это неподготовленная речь, что, несомненно, развивает речевой аспект общения и учитывает личный опыт обучающихся. Студенты уже знают текст, по которому предложена игра, а также снабжены раздаточным материалом в виде карточек с их ролями и новыми словами. Таким образом, стимулируется их активная самостоятельная деятельность во время занятия, они используют опыт предыдущих занятий и узнают что-то новое. Занятие - ролевая игра нацелено на самостоятельный выбор и использованию наиболее приемлемых и значимых способов проработки учебного материала, так как обучающимся известны лишь роли с описанием модели поведения, которые они самостоятельно выбирают, а также установка на то, какую проблему в ходе занятия им необходимо решить.

Особенности личностного подхода просматриваются на занятии в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к студенту и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого обучающегося как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между педагогом и студентом в учебном процессе. В соответствии с этим нами было проведен сравнительный анализ урока с личностно-ориентированным подходом по сравнению с обычным уроком английского языка. На основе данного сопоставление четко прослеживается, что формирование коммуникативной компетенции обучающихся на занятии с использованием личностно-ориентированного подхода осуществляется лучше, чем на обычном занятии по английскому языку, так как задействованы все характеристики занятия, которые позволяют педагогу реализовать необходимые технологические показатели учебного процесса, что на обычном занятии по английскому языку реализуется не полностью.

Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый студент не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития. Таким образом, обучающийся не только проявляет свои личностные качества, но и формирует себя как личность, одновременно изучая иностранный язык.


Библиографическая ссылка

Батракова Е.Б., Чибисова О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 39-40;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=366 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674