Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Восприятие качества образовательных услуг потребителями

Беляева О.В.

Принцип платности предполагает выбор потребителем образовательного учреждения, что влечет за собой конкуренцию учебных заведений за привлечение учащихся, когда выигрывает тот, кто предлагает более качественные услуги по той же цене или услуги такого же качества, но по более низким ценам, то есть оптимизируется со­отношение «цена-качество».[см. 1]

Весомую прибыль вуз может получить, только удовлетворяя запросы потребителя. Важ­но представлять, как потребитель принимает решение о покупке услуг, что им движет или что ограничивает выбор решения, главное - как обра­зовательное учреждение может повлиять на по­ведение своих потребителей с наибольшей эф­фективностью.

При моделировании процесса приобрете­ния услуги обычно потребитель представляется как рациональное существо, осознавшее свои потребности, целенаправленно изучающее информацию о предметах и условиях удовлетворения потребностей и выбравшее из всех вариантов оптимальный.

Обращает на себя внимание сравнение потребителем своих ожиданий качества перед потреблением услуги с восприятием качества в момент непосредственного потребления услуги. Потребитель, по мнению специалистов [2,С.28;3,С.54], воспринимает качество услуги по двум срезам: техническому (что потребитель получает от услуги) и функциональному (как потребитель получает услугу).

Потребители могут оценить функциональные и технические аспекты качества обслу­живания по пяти основным критериям:

1.    материальной оснащенности (оргтех­ника, интерьеры, информационные материалы);

2.    наличию инфраструктуры (спортивные залы, организация питания и досуга);

3.    качественному уровеню профессорско-преподавательского состава (компетентность, умение наладить контакт с аудиторией, методы преподавания);

4.    организации учебного процесса (удоб­ный график занятий, индивидуальный подход к потребителям);

5. помощи в трудоустройстве (организа­ция производственной практики, авторитет ди­плома).

В 2008 году нами было опрошено 165 студентов очной формы обучения, экономическо­го факультета Курского государственного технического университета с целью оценить удовлетворенность студентов качеством предоставляе­мых услуг по одному из ключевых критериев - уровню профессорско-преподавательского со­става.

Усредненные результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты на 80,8% удовлетворены умением преподавателей четко, доступно, логично излагать лекционный матери­ал; на 77,4% знанием предмета, использованием практических задач и примеров на занятиях и на 67,1% использованием дополнительной инфор­мации при проведении занятий.

Возможность совместной научной деятельности с преподавателем реализуется, по мнению студентов, на 66%.

Обратная связь с преподавателем, индивидуальный подход к каждому студенту были удостоены оценки в 74%.

Наименьшую удовлетворенность вызыва­ет применение новых методов и образовательных технологий - 60,1%, а также контроль и поощрение самостоятельной работы студента - 60,9%, хотя адекватность оценки знаний со стороны преподавателя удостоилась оценки 75,3%.

Значения этих показателей указывают на то, что уровень ожиданий студентов превышает уровень восприятия и численно характеризуют величину недополучения услуги или несоответ­ствия качества услуги по соответствующему кри­терию с точки зрения потребителя. Хорошим результатом считаются критерии получаемого качества, максимально приближающиеся к 100% значению, когда ожидание и восприятие потреби­теля максимально совпадают. Тогда можно гово­рить о высоком качестве предоставляемых услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Богданов, Е.Н. Прогнозирование конкурентных позиций калужских вузов на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] / Е.Н. Богданов. - Режим доступа: http://www.extech.ru/expo/confer/theses/.htm.

2.    Кузьмина, Е.Материально-техническая база вуза и ее влияние на качество обучения [Текст] / Е. Кузьмина // Alma mater. - 2002. - № 8. - С. 28-30 .

3. Новаторов, Э. Качобрус: маркетинго­вый инструмент для измерения качества образовательных услуг [Текст] /Э. Новаторов // Марке­тинг. - 2001. - № 6 (61). - с.54-67


Библиографическая ссылка

Беляева О.В. Восприятие качества образовательных услуг потребителями // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 61-0;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=37 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674