Ясно то, что чем более одарен человек, тем меньше качество образовательной среды влияет на результат обучения. Также если человек не проявляет исключительных интеллектуальных и других способностей, то в этом случае результат его обучения в большей степени зависит от образовательной среды. Для развития экономики и развития общества в настоящее время требуется огромное количество интеллектуальных ресурсов, т.е. образованных людей. Таким образом, перед высшим образованием встает проблема необходимости учить людей со средними способностями. Обеспечить качество образования для основной массы общества (людей со средними способностями) в объемах, диктуемых потребностями общества знаний, должна совершенная образовательная среда. Чем меньше одаренность, тем выше должно быть качество образовательной среды. Таким образом, перед высшим образованием встает проблема необходимости учить людей со средними способностями. Уже сейчас в России 21% экономически активного населения имеют высшее образование, а это в 4 раза больше числа одаренных. Обеспечить качество образования для основной массы общества (людей со средними способностями) в объемах, диктуемых потребностями общества знаний, должна совершенная образовательная среда. Чем меньше одаренность, тем выше должно быть качество образовательной среды. Поэтому, при оценке вузов необходимо системно рассматривать, какую они создали образовательную среду, каково ее качество. К сожалению, для вузов применяются другие оценки, в том числе тестирование студентов, не носящие системный характер, который бы позволил охарактеризовать и оценить именно образовательную среду. Это отдельные, косвенные критерии оценки качества вуза и студентов. Качество тестирования отдельных учебных дисциплин и по ним - отдельных групп знаний, умений и навыков - не говорит о том, каким специалистом станет студент, хорошо ли он будет работать. Качество образовательной среды оценивается по выпускникам. А качество выпускников - по комплексной оценке знаний студента в результате итоговой аттестации, в том числе по подготовке и защите ВКР, при которой оцениваются не только знания студента, но и способность их преподать. В свою очередь становится понятным что на качество высшего образования влияют и коммуникативные способности как студентов так и преподавателей. Коммуникативные способности предполагают готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей коммуникативных способностей. Можно выделить следующие коммуникативные способности: 1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; 3.Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. Вышеперечисленные коммуникативные способности влияют не только на процессы обучения, но и на последующую профессиональную деятельность, следовательно от них зависит качество высшего образования.
Библиографическая ссылка
Андрейко Е.В., Позднякова И.Р. ЗАВИСИМОСТЬ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 53-54;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=379 (дата обращения: 23.11.2024).