Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Идеи технократической утопии К.Циолковского в русской литературе 1920-1930-х годов

Гурленова Л.В.

Экологическое образование - актуальная составная многих современных образовательных программ высшего профессионального образования. Как правило, оно основывается на материале естественных наук и философии. При этом не учитывается литература 1920-1930-х годов, кото­рая широко отразила дискуссии этого времени о месте природы в человеческой цивилизации, и конкретное содержание важнейшей для всего XX века концепции К.Э.Циолковского. Если учесть, что литература на протяжении всего советского периода оставалась для человека в роли одного из важнейших средств познания жизни и его воспитания, то есть продолжала российские традиции «литературоцентризма», то становится понятно, что ее факты должны учитываться в процессе экологического образования.

В широком слое русской культуры 1920-1930-х годов понятие "природа" как естественная среда подверглось радикальной переоценке: она или мыслилась "мертвой мощью мировых сил", или ее целое разделялось на полезное и вредное для человека. Под последним понималось прежде всего стихийное начало и ставилась задача под­чинить его человеку. Эта характерная для эпохи мировоззренческая посылка была актуализирова­на, по всей вероятности, социальным неблагопо­лучием исторического времени (голод, лишения, неустроенность жизни).

Задачу улучшения природы в виде обуздания ее разрушительных стихий ставили перед обществом М.Горький, А.Платонов, Л.Леонов
(«Саранча»), большинство пролетарских писателей (М.Герасимов, А.Гастев, И.Филипченко, П.Арский, М.Голодный, др.), последователи футуристической  идеи  (В.Каменский, В.Хлебников), ряд писателей крестьянской темы, авторы «научной» поэзии и прозы (П.Драверт,
С.Бобров) и др. Все они понимали рукотворное будущее как близкое чудо.

Сторонники радикального переустройства природы ощущали себя носителями пророческого сознания, они стремились направить обществен­ное развитие к нарисованному им идеалу, актив­но прививали взгляд на природу как строитель­ный материал новой жизни.

Значительное влияние на писателей названного слоя литературы оказали идеи трактатов

К.Циолковского; его активность как мыслителя достигла пика на рубеже 1910-1920-х и затем в начале 1930-х годов ("Утописты", 1918; "Живая Вселенная", 1918; "Распространение человека в космосе", 1921; "Монизм Вселенной", 1925 и мн. ДР).

К.Циолковский - автор радикального проекта замены естественной природы «второй» -рукотворной. Проект предусматривал два этапа.

На первом ставилась задача частичного изменения природы для создания на всей Земле комфортных условий для человека, например, в форме уничтожения пустынь. Подобная задача воспринималась с энтузиазмом не только в Рос­сии, но и, например, Н.Рерихом (статьи 1930-х гг.).

Второй этап связывался с кардинальной переделкой земной природы. К.Циолковский обосновывает его "тупиковостью" развития природной материи, которая может быть преодолена только вмешательством в природу "разумных сил" - человека. Что включает этот аспект природоборческого проекта К.Циолковского?

Во-первых, уничтожение дикой растительной и животной природы, сохранение на зем­ле только полезных растений, а также "выработка многих новых их видов" ("Живая Вселенная"). Во-вторых, изменение условий существования земли: разрядка атмосферы для лучшего использования солнечной энергии (вместо нее - "не­посредственное небо с малыми следами паров и газов"), сглаживание ландшафта и пр. В-третьих, К.Циолковский ставит задачу создания космиче­ского варианта улучшенной земной природы -повторения условий земной жизни на всех других планетах после уничтожения существующих на них форм жизни.

Прямую перекличку с утопическим проектом К.Циолковского обустройства Земли ви­дим в рассказах и статьях А.Платонова. Харак­терно, что в качестве средства строительства "второй" природы А.Платонов предлагает в очерке «Великий работник» взрывные вещества, вводит понятие "взрывкультуры". В статье "Об улучшении климата" (1923) он предлагает повсе­местно внедрить ее, чтобы создать "разморожен­ную Сибирь". В "Горячей Арктике" (1934) автор развивает свою программу. Заметим, что о взры­вах как способе изменения климата писал еще Н.Федоров. В "Философии общего дела" он от­мечает полезность "опытов вызывания дождя посредством взрывчатых веществ...".

План глобального изменения природы, предложенный К.Циолковским и писателями 1920-х годов, рожден механицистским мышлени­ем, поскольку явления природы понимаются как самостоятельные величины, мало или совсем не зависящие друг от друга.

Исправление природы человеком касалось изменения и самого человека, в котором, по К.Циолковскому,  следовало  добиться  сначала улучшения его здоровья и нравственных качеств (великодушные, общественные, долголетние, плодовитые люди), а затем преодолеть груз мате­рии и создать существо, которое могло бы жить непосредственно в открытом космосе (в своей последней работе "Космическая философия" ав­тор называет эту жизни разума "малопостижи­мым светоносным эфиром"). Первая ступень про­екта "исправления" человека является, по сути, селекционной: К.Циолковский предлагает для предсказуемости хорошего результата - рождения великодушных, общественных и пр. людей вве­сти жесткую регуляцию со стороны общества браков и деторождения.

Литература 1920-1930-х годов была расположена к отражению идеи создания нового человека, в том числе и искусственного, однако необходимо заметить, что селекционный путь, предложенный К.Циолковским, остался в ней почти полностью нереализованным, а если и отразился, то в жанре антиутопии. Тормозящее воз­действие на эту идею, возможно, оказала тенден­ция монументализации и героизации личности, самая значительная в том же слое литературы, а возможно, общественное нравственное чувство, воспитанное православной культурой.

Утопическая мысль К.Циолковского завершает круг идей многочисленных его предшественников, среди которых сам он называет Пла­тона, Ницше, Томаса Мора, Кампанеллу; исследователи дополняют этот ряд Контом, И.Ньютоном, Ч.Дарвиным, Г.Спенсером, Ш.Фурье, Ветхим и Новым Заветами, Н.Чернышевским,

"Тайной доктриной" Е.Блаватской, "Философией мистики" К.Дю Преля. Заметим также, что ряд положений философии К.Циолковского перекликаются с работой А.Бергсона "Творческая эволю­ция".

Проект К.Циолковского и практика писателей 1920-1930-х гг. отражают логику утопиче­ского сознания, в целом равнодушного к законам реального мира и обстоятельствам действитель­ности и поэтому достаточно опасного для чело­вечества: 1) оно игнорирует целостность природ­ной жизни, зависимость от нее человека как при­родного существа и поэтому предполагает возможными любые изменения "механизма" приро­ды; 2) способом осуществления утопического идеала является теория "разумного эгоизма", разрешающая уничтожение "несовершенных" форм жизни, провоцирующая волюнтаристские побуждения человеческой личности, возомнившей себя творцом; не случайно универсальным средством изменения облика планеты писатели видят "взрывкультуру"; 4) "душой" утопических проек­тов был сциентизм, рациональный расчет - "чис­тое и точное знание" (К.Циолковский; "Утописты"), которое не принимало во внимание много­образия и творческого начала жизни как условия устойчивости ее развития; 5) природозащитные идеи отсутствуют в утопических проектах; то, что называют "экофилософией" К.Циолковского, в действительности обращено лишь к защите права человека на лучшие условия жизни и абсолютно не предполагает защиты естественной природы.


Библиографическая ссылка

Гурленова Л.В. Идеи технократической утопии К.Циолковского в русской литературе 1920-1930-х годов // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 62-0;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=38 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674