Интернет-технологии - это окно в мир для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов, способ не только получить информацию, удовлетворить потребность общения, но и возможность эффективного включения в социальную, экономическую, научную сферы жизни. Внедрение в практику Интернет - технологий обучения способствует повышению качества их образования, обеспечивает устойчивое развитие их способностей.
Безусловно, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности, среди которых определяющей является надомная форма обучения. Школы надомного обучения активно используют Интернет в своем образовательном процессе. Основной целью школ надомного обучения является создание условий устойчивого развития образовательной среды для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и повышение качества и эффективности их образования на основе двух важнейших составляющих: психологического обеспечения образовательной деятельности школ и максимально широкого использования информационных технологий, включая дистанционное обучение.
При дистанционном обучении нет жесткого регламента учебных занятий, ученик может самостоятельно устанавливать уровень освоения учебных предметов. У ребенка появляется выраженная мотивациям - планировать свое будущее, самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Очень важно, что дистанционное обучение позволяет ребенку расширить круг общения, приобрести друзей-сверстников, которых ему, возможно, не хватает в обычной жизни.
В целом, интернет-обучение способно обеспечить качество и непрерывность учебного процесса в течение учебного года, повысить социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями, поддержать в детях волю к жизни и веру в свои силы, восстановить коммуникативный опыт детей при помощи Интернет - технологий.
В обеспечении качества образовательного процесса, а также развития научного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья особую роль занимают формирование виртуальных сообществ, где они - «норма», где возможно психо - эмоциональное раскрепощение, и как следствие, - раскрытие интеллектуальных потребностей и возможностей личности. К созданию такой среды - Интернет - сообщества, в котором происходит интенсивное развитие экстраверсии научного общения, приводят публикации в сети результатов учебных исследований. Возможность обсуждения этих результатов, общение учащегося со сверстниками-единомышленниками, с удаленными от него педагогами, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности формирует особое планетарное сознание - чувство близости всех стран и континентов. Использование Интернет-технологий позволяет «снять» проблему научного общения таких детей. Создание виртуального Интернет-сообщества может явиться пусковым механизмом к развитию научного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь им сформировать свой положительный жизненный сценарий.
Так, Международный Интеллект-Клуб «Глюон» (http://www.gluon.ru/) активно разрабатывает среду для детей-инвалидов под названием «Интеллектуальная паутинка». По мнению авторов-разработчиков информационной среды, «Интеллектуальная паутинка» позволяет детям-инвалидам, проявляющим интерес к фундаментальным наукам - Физике и Математике - не только общаться со своими сверстниками, но и развиваться и образовываться независимо от их географической принадлежности. Эта среда позволяет им раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал и адекватно социально адаптироваться в общество[1].
Через «Интеллектуальную паутинку» дети-инвалиды могут участвовать в индивидуальных образовательных программах: олимпиадах (районных, городских, региональных, российских), конференциях юных ученых, фестивалях, мастер - классах и др.
Возможность участия в таких соревнованиях с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах, существенно усиливает у учащихся мотивацию исследования, обеспечивает их стремление к успешному обучению.
«Интеллектуальная паутинка» позволяет через свою систему сформировать виртуальную социокультурную и исследовательско-творческую среду для образования и развития научного потенциала детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, функционирование образовательной среды для обучения и развития научного потенциала школьников с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на максимально широкое использование информационных технологий, включая дистанционное обучение, а также ресурсов и возможностей сети Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Альминдеров, В.В. Особенности использования компьютерных и интернет-технологий в поддержке одаренных детей и детей, имеющие ограниченные возможности здоровья [электронный ресурс] / В.В. Альминдеров, А.В. Альминдерова. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2005/Moscow/V/V-0-5950.html
Библиографическая ссылка
Кролевецкая Е.Н., Греховодова Д.И. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 56-58;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=384 (дата обращения: 21.11.2024).