Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сантос Майорга Л.С. Позднякова И.Р.
Качество высшего образования и охват образованием молодежи имеет определяющее значение для успешного развития любой страны. Именно качество образования молодежи, в настоящее время, является наиболее приоритетной стратегической задачей развития страны. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику государства.

Уровень интеллектуального потенциала страны, региона, города напрямую определяемый качеством высшего образования, становится важнейшим фактором экономического и социального развития, фактором экономической и политической самостоятельности.

Согласно требованиям стандартов ИСО (ISO) серии 9000 [1], качество высшего образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. При этом следует учитывать, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход [2]. Во-первых, оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам. Для этого необходимо обеспечить качество самих требований (целей, стандартов и норм) и качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т.д.). При соблюдении этих двух аспектов важную роль играет качество образовательных процессов, непосредственно реализующих подготовку специалистов. Еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т.д.).

Все составляющие качества высшего образования достаточно важны и должны рассматриваться совместно. Но, как правило, говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих результатов. При этом в зависимости от конечного потребителя результатом образовательной деятельности вуза можно считать предоставляемые образовательные услуги, если потребителем является личность (студент, слушатель системы повышения квалификации и т. д.), или выпускаемых специалистов, если потребителем является работодатель (предприятие, организация, в т. ч. и сам вуз), государство или общество. Если говорить о внутренних потребителях вуза, то они могут быть одновременно и участниками процессов, и потребителями результатов (преподаватель получает студентов, подготовленных по предыдущим дисциплинам учебного плана)[3].

Таким образом, в качестве высшего образования заинтересовано множество сторон (личности, работодатели, вузы, общество и государство). Проанализировав требования, предъявляемые ими к высшему образованию, можно выделить составные части качества подготовки специалистов, необходимые для всех заинтересованных сторон:

  • хорошая теоретическая база (совокупность теоретических знаний в определенной области);
  • практические навыки, умения, опыт (умение решать практические задачи, используя теоретическую базу);
  • научный потенциал (способность решать научно-практические задачи);
  • личностно-психологические характеристики, необходимые для профессиональной деятельности (интеллект, критическое мышление, аналитические способности, исполнительность и т.п.);
  • уровень воспитания (воспитанность, адекватное поведение в обществе);
  • общекультурный уровень, образованность (всесторонняя развитость и т.п.);
  • физическое здоровье.

Все эти составляющие качества подготовки для разных заинтересованных сторон, целей и ситуаций имеют разную степень важности, но вузу сегодня необходимо обеспечить, по возможности, как можно более высокий уровень всех компонентов качества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001
  2. Никитина Н.Ш., Валеев М.А, Щеглов П.Е. Управление качеством образования. Системный подход // Системы управления качеством: проектирование, организация, методология: Материалы X симпозиума «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». Кн. 4 М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 17-29.
  3. Марухина О., Берестнева О. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. 2002. № 4. С. 35.

Библиографическая ссылка

Сантос Майорга Л.С., Позднякова И.Р. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 58-59;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=386 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674