В ряде научных трудов показано, что коммуникативность является важным компонентом большой группы профессионально значимых качеств специалиста, как качество, необходимое для усиленного выполнения любой педагогической деятельности. Несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблеме коммуникативной компетенции педагогов, нет работ, где бы более подробно рассматривался аспект – коммуникативная компетенция педагогов иностранного языка и особенности их подготовки.
Целью исследования является определение коммуникативной компетенции педагогов иностранного языка и особенности обучения по формированию и развитию коммуникативной компетентности.
Материал и методы исследования
В качестве предмета исследования выступает коммуникативная компетенция педагогов иностранного языка, особенности их подготовки в рамках формирования и развития коммуникативной компетентности. Методом исследования выступил анализ научной литературы, в частности, труды педагогов, психологов.
Результаты исследования
и их обсуждение
В структуре деятельности педагога выделяют коммуникативный компонент, требующий от преподавателя развития коммуникативных способностей, необходимых для осуществления эффективной педагогической деятельности. В связи с этим, педагог должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров под профессионально-педагогическим общением понимают: «…систему взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им» [1, с. 83].
Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Она интенсивно разрабатывается в трудах многих известных психологов и педагогов (А.А. Бодалев, В.В. Знаков, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А., Реан, Я.С. Турбовской и др.), постепенно специализируясь и разделяясь на самостоятельные подвиды. Среди них одно из центральных мест занимает проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Я.Л., Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Г.В. Рогова и др.).
По мнению В.А. Кан-Калика педагогу необходимо владеть следующими коммуникативными умениями:
1. Умение общаться на людях.
2. Умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность.
3. Умение целенаправленно организовывать общение и управлять им [2].
А-К. Маркова среди десяти групп педагогических умений выделяет две группы, вписывающиеся в область психологии педагогического общения:
1. Приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самыми главными являются создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.
2. Приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К таким приемам относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение встать на точку зрения ученика; умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку; владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации [3].
А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, определяющие способности к организации общения: соответствующая особенность мышления, свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации [4].
Анализируя коммуникативные умения педагога, выделяемые в психолого-педагогической литературе, можно сделать вывод, что среди них выделяют две
группы:
● общие коммуникативные умения (формирующиеся либо стихийно, либо целенаправленно – в процессе саморазвития или в рамках тренинговых групп);
● специальные педагогические коммуникативные умения (формирующиеся в ходе специально организованных практических занятий).
Формирование двух групп умений у преподавателя университета осуществляется в следующих видах деятельности:
1. Усвоение теоретических основ коммуникативного процесса, особенностей коммуникативного компонента педагогической деятельности.
2. Овладение умениями и навыками социально-педагогического общения в рамках практических занятий в университете, проводимых в форме тренинга.
3. Самостоятельная систематическая работа по овладению основами педагогического общения.
Что касается теоретических основ педагогического общения, то молодой специалист, преподаватель иностранного языка, может донести эти знания до обучающихся в рамках межпредметных связей с такими учебными дисциплинами как: «Психология и педагогика», «Социальная психология», «Основы педагогической деятельности» и других предметов психолого-педагогической направленности в рамках дополнительных курсов, семинаров и т.д. Каждый из этих курсов содержит разделы, посвященные проблемам коммуникативной компетернтности и профессионально-педагогического общения.
Полученные знания, сформированные умения и навыки педагогического общения, молодые специалисты (преподаватели иностранного языка) используют и совершенствуют в ходе практических занятий. Здесь решаются следующие задачи: овладеть знанием и пониманием студентов, уметь чувствовать их интеллектуальные и эмоциональные особенности.
В ходе практических занятий устанавливается система отношений «преподаватель – студент», и эти отношения реализуются в активной деятельности будущего преподавателя в условиях, максимально приближенных к реальным, то есть во всей той системе обусловливающих учебную деятельность факторов, которую должен учитывать преподаватель (индивидуальные особенности и возможности, обучающие и воспитательные цели, организация материала и т.п.).
Обучение по формированию и развитию коммуникативной компетентности специалиста осуществляется согласно дидактическим принципам, которые как исходные научные положения возникли из обобщения опыта преподавания. Они направлены на достижение эффективного и воспитывающего обучения, на овладение основами знаний и формирование умений применять их в жизни. Под принципами обучения будем понимать исходные положения, которые определи цели, содержание и методы обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. В данном случае принципы призваны определить стратегию и тактику не только обучения иностранному языку, но и развития навыков общения на изучаемом языке. Принципы можно рассматривать в двух планах: в теоретическом, помогающем проникнуть в суть каждого из них, и в практическом – для использования их в качестве правил, требований к проведению занятий.
Так как занятия по иностранному языку носят практический характер, данная методика основана на следующих практических принципах:
● принцип связи обучения и практики;
● принцип творческой активности;
● принцип наглядности;
● принцип научности;
● принцип доступности в обучении;
● принцип прочности усвоения знаний;
● принцип коммуникативной направленности; принцип учета родного
языка.
Реализация данных принципов требует определенных методов и приемов обучения. И иностранный язык, как предмет специфический, где объектом обучения является формирование практических умений и речевых навыков, отводит весьма скромное место для овладения языковыми понятиями, так как они играют подчиненную роль. Наиболее часто практикуемыми методами в процессе обучения следует считать демонстрацию, объяснение и упражнения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.
Основной задачей методики является достижение оптимального единства теоретической и практической подготовки при овладении основами профессиональной культуры педагога и профессионального владения языком; использование диагностико-коррекционной работы (как групповой, так и индивидуальной), включая систему критериев и показателей профессиональной компетенции, ее поэтапного формирования и развития у молодого специалиста как ведущего аспекта, включая формирование внутренней потребности и мотивации овладения общей и профессиональной культурой; развитие основ профессиональной культуры преподавателя с учетом его ведущей специаль-
ности и т.д.
Говоря о типологии практических занятий, следует иметь в виду их основную цель, т.е. первоочередную направленность на формирование либо определенного навыка, либо конкретного умения. При этом основные принципы построения занятия остаются теми же: занятие, формирующее навыки, обязательно завершается серией коммуникативных заданий.
Коммуникативное задание можно типизировать:
– По функциям общения:
● информативные;
● регулятивные;
● оценочные.
– По речевым формам:
● описание;
● повествование;
● рассуждение.
– По психологическим установкам:
● модальные;
● диктальные (одностороннее сообщение информации, обмен информацией).
Одно из основных требований к коммуникативным заданиям с позиции общения состоит в том, что они должны обеспечить не только действие, но и взаимо-
действие.
Что касается самовоспитания в общении, то оно должно опираться на знание теоретических основ педагогического общения и тщательный анализ особенностей собственного общения. Организация профессионального самовоспитания в области общения требует соблюдения следующих условий:
● серьезного отношения к занятиям;
● постоянного критического самоанализа;
● индивидуальной систематической работы над собой;
● внимания к работе партнеров по общению.
Заключение
На современном этапе преподавания языков международного общения в Казахстане знания культуры страны и народа изучаемого языка будут не просто важными и значимыми, они будут играть определяющую роль при использовании языка и тем самым влиять на иноязычную коммуникативную компетенцию обу-
чающихся.
С учетом вышеизложенного, коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка – это взаимосвязь методологической, специальной, языковой, общепедагогической, психологической, профессионально-этической, дидактической и методической подготовки, сформированность современного стиля научно-педагогического мышления, готовность к профессиональному самообразованию. Основными видами деятельности, в ходе которых осуществляется формирование коммуникативных компетенций, являются: лекционные, практические занятия, самостоятельная работа. Несомненно, что с учетом подготовки специалистов практическим занятиям отводится ведущая роль и потому для них характерна специфичность. Специфичность заключается в принципах и методах их проведения. Руководствуясь рассмотренными принципами и методами, эффективность в подготовке педагогов иностранного языка со сформированными компетенциями в значительной степени будет возрастать.
Библиографическая ссылка
Карманова Ж.А., Маженова Р.Б., Абылайхан С.М., Ахметова А.Г. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 24-27;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3877 (дата обращения: 21.11.2024).