Система образования Республики Казахстан входит в мировое образовательное пространство, высшая школа при подготовке специалистов ориентируется на общемировые стандарты. Кардинальные социальные, культурные и экономические преобразования требуют от молодого специалиста повышения профессиональной компетентности, самостоятельного и творческого подхода в решении производственных задач, быстрой адаптации и самореализации в непрерывно меняющихся современных условиях.
ХХІ век ознаменован большими переменами в процессе труда, который стал более сложным, интеллектуальным, динамичным, предъявляющим новые требования к человеку как социально зрелому и активно действующему профессионалу, направляющему технологический процесс. Современный молодой специалист должен в короткие сроки овладеть не только действующей технологией, но и той, которая появится в ближайшем будущем и в создании которой он может непосредственно участвовать. Современный специалист должен быть не только исполнителем, но и изобретателем нового, которое могло бы обеспечить развитие производства, приносило бы финансовую прибыль и способствовало психологическому удовлетворению [2].
Также отмечается, что необходимо достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни… Проблема развития конкурентоспособного человеческого капитала неразрывно связана с формированием успешной личности, обладающей высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, качествами компетентности и профессионализма. Иначе говоря, под конкурентоспособной личностью мы имеем в виду успешную личность. Соответственно для развития и воспитания такой личности должна быть создана успешная образовательная среда [8].
Актуальность проблемы очевидна. В нашем исследовании мы попытались рассмотреть развитие исследовательской компетентности, как критерий успешности будущего педагога.
В.В. Краевский полагает, что «современный учитель должен выполнять не только образовательные и воспитательные функции, но и быть исследователем-специалистом. Ни знание самой педагогической науки, ни практический опыт не могут заменить специальной подготовки к новой профессии – научно-исследовательской, хотя и является необходимой предпосылкой для такой подготовки. Переходя к этой профессии, педагог не перестает быть педагогом, но одновременно встает в ряды огромной армии ученых – вместе с физиками, историками, философами он получает в руки новое и обновляющееся оружие – оружие научного познания, и его долг научиться пользоваться им в совершенстве» [3].
Одним из главных факторов, определяющих повышение эффективности общественного производства и жизненного уровня, успех в деятельности каждого человека. Достижение успехов в деятельности учителя зависит от профессионализма, компетентности и исследовательской культуры, основы которого закладываются в период обучения в вузе. Современный специалист в области образования должен обладать различными знаниями, умениями, качествами личности, среди которых важное место занимают исследовательские умения и навыки. Необходимость овладения студентами исследовательской компетентностью связана с характером профессиональной деятельности современного учителя.
Процесс формирования исследовательской компетентности будущего учителя довольно длительный, требующий достаточного осмысления и подготовки… «Исследовательскую компетентность» учителя мы рассматриваем как целостную, интегральную характеристику личности учителя, проявляющуюся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как её субъекту в процессе творческого преобразования действительности [5].
Во время работы основное внимание уделялось самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов, развитию научного стиля мышления, проведению опытно-экспериментальной работы, непрерывности работы на протяжении всего периода обучения. В своем исследовании мы применяли следующие формы и методы, имеющие выраженную профессиональную направленность: курсовые и дипломные работы по определенной тематике, профессиональные задачи, педагогические проблемные ситуации, научно-исследовательская работа, практические и деловые игры, педагогическая производственная практика и педагогические средства формирования исследовательской деятельности у студентов: проблемные лекции, тематические семинары, совместное чтение и обсуждение студентами и преподавателем научных текстов, рефлексивные практикумы, исследовательские ситуации.
При проведении лекционных занятий мы использовали такие методы как: мозговой штурм, проблемные лекции, лекция-диалог, лекция с запланированными ошибками, лекция вдвоем и др.
Например, чтобы выяснить что такое «успешность деятельности» и почему это понятие широко употребляется, мы предложили студентам ответить на вопрос «Каковы предпосылки появления понятия «успешная деятельность»?».
Тематические семинары способствуют освоению понятийного аппарата исследования и повышению исследовательской активности студентов. Например, семинар на тему: «Исследование проблемы успешной деятельности индивида». Работа на семинаре предполагает обсуждение общих теоретических вопросов и работу в группах.
Общие вопросы: Что является залогом успешной деятельности? Какие ученые рассматривали проблему успешной деятельности? Есть ли среди них казахстанские ученые? Назовите признаки успешной деятельности? Дайте определение и раскройте понятия «успешность», «сущность», «мышление».
Задания для работы в группах: Проанализируйте следующие высказывания. Вы согласны с автором? Почему?
1. «Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях» [7].
2. «Успешность деятельности – есть категория педагогики, представляющая собой систему научных знаний о достижении положительного результата в деятельности индивида» [7].
По мнению Л.В. Ведерниковой, недостаточно просто порекомендовать студенту прочитать тот или иной текст, а потом проверять его знание на семинаре и на экзамене; необходима организация специального понимающего его прочтения и обсуждения студентами вместе с преподавателем. Именно в этом виде работы для всех студентов раскрывается позиция автора в её идеальной представленности [1].
В качестве примера приведем следующее задание. Проанализируйте и сравните два фрагмента.
1. «Ежедневно учителю приходится решать множество задач, требующих активной мыслительной деятельности. Любая педагогическая ситуация для учителя означает необходимость принятия определенных решений. Установка на успешную деятельность, прогнозирование результатов, выявление и анализ противоречий, поиск оптимальных способов их разрешения, рефлексия – таковы основные этапы движения мысли, ведущей к получению положительного результата в деятельности субъектов педагогического процесса» [6].
2. «Научное исследование – систематическое и целенапраленное изучение объектов, в которых используются средства и методы науки, завершающиеся формированием знаний об изучаемых объектах. В основе его лежит один из самых сложных видов деятельности – познавательная деятельность ученных» [6].
В учебно-познавательной деятельности студентов большое значение отводилось групповым исследовательским проектам по актуальной проблеме. Совместная работа студента с преподавателем требует формирования навыков самостоятельной работы. Метод проектов – один из эффективных методов решения актуальной проблемы, самоорганизации, самостоятельного приобретения знаний и развития познавательной активности студентов [4].
Учебно-исследовательская деятельность очень сложна и овладеть ею невозможно за короткий срок. У нас возникла мысль о непрерывном обучении исследовательским умениям и навыкам. Программа учебно-исследовательской работы рассчитана на три года, на каждом этапе предусматривается сдача отчета о выполнении работы.
На 2-м курсе должны выполнить следующую работу: выбрать тему исследования; составить план; составить картотеку психолого- педагогической литературы; законспектировать основные источники по своей проблеме; написать доклад или реферат и выступить на студенческой научно-практической конференции.
На 3-м курсе студенты должны были: написать теоретическую главу исследования; подобрать и апробировать диагностические методики по проблеме; подобрать дидактический материал, наглядные пособия, составить план эксперимента.
На 4-м курсе студенты должны: корректировать содержание теоретической главы; провести экспериментальную работу; оформить работу для защиты; защитить работу перед членами Государственной аттестационной комиссии.
Студенты представляют к защите исследование, включающее диагностику уровня развития исследуемых качеств личности, аспектный анализ опыта педагогов по данной проблеме и описание содержания и результатов опытной работы по теме исследования [10].
Ставится не просто общая цель, например, подготовка высококвалифицированного специалиста, а разрабатываются научно обоснованные конкретные цели по этапам обучения, содержания, способам и средствам достижения этих целей, ведущих в конечном счете, оптимальным путем к конечной цели, формированию высококвалифицированного специалиста, отвечающего на всех стадиях профессиональной деятельности: исследования, разработки, конструирования, внедрения и т.д. [9].
В результате проделанной работы студенты овладевали следующими умениями и навыками: самостоятельно оценивать и анализировать варианты решения проблемы, находить лучшие; определять, осмысливать линию своей деятельности, её конкретные цели, задачи на каждом этапе работы; прогнозировать результаты, анализировать педагогические явления; организовывать работу по отбору, обработке информации; проводить сравнительный анализ различных концепций; самоопределяться в образовательном пространстве, работать с научной документацией; проводить анализ опытно-экспериментальной работы, выступать публично с научным сообщением; проводить экспертную оценку степени сформированности отдельных качеств личности; социометрические замеры. Развитие научно-исследовательской деятельности способствовало освоению понятийного аппарата исследования; освоению моделирования деятельности; развитию методологической грамотности, научного стиля мышления; построению собственной позиции исследования; обеспечивало повышение исследовательской активности студентов.
В заключении, хотим сказать, что приобретенные умения и навыки исследовательской работы, необходимы будущим педагогам для обобщения своего опыта в будущем, публикации научных трудов, организации успешной профессиональной деятельности и дальнейшего развития, как компетентного и высококвалифицированного специалиста.
Библиографическая ссылка
Сейтенова С.С., Мухангалиева Ш.А. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, КАК КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 56-59;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3883 (дата обращения: 21.11.2024).