В период обучения в школе происходит интенсивный рост, развитие, формирование интеллекта и здоровья ребёнка. В это время организм наиболее чувствителен к физическим и эмоциональным нагрузкам, стрессам, неблагоприятным факторам окружающей среды, а существующая традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые могут приводить к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций организма и способствовать развитию хронических болезней, т.е. носит здоровьезатратный характер [1].
С каждым годом обучения в школе резко увеличивается число детей с нарушениями зрения. Основными причинами этого являются возрастающие учебные нагрузки, сочетающиеся с гиподинамией и снижением двигательной активности современных школьников, а так же недостаточная освещённость, нерациональное, несбалансированное по основным макро – и микронутриентам питание [6].
При этом родители, врачи и педагоги не уделяют достаточного внимания сохранению функции зрения у школьников [5]. В большинстве школ отсутствуют программы, направленные на предупреждение снижения зрения в условиях возрастающих учебных нагрузок. Поэтому разработка программ, в основе которых лежат методы, способствующие сохранению зрения школьников, в настоящее время чрезвычайно актуальна [2, 7].
Не вызывает сомнения, что необходим поиск путей совершенствования системы школьного образования, придания ей здоровьесберегающей направленности, создания в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся [1, 6].
Разработку здоровьесберегающих образовательных технологий следует рассматривать как одно из самых перспективных направлений в педагогике и здравоохранении XXI века.
Одним из направлений такой работы может стать создание кабинетов самодиагностики здоровья школьников, в которых осуществляется обучение детей самым простым навыкам контроля за здоровьем. При этом особое внимание должно уделяться состоянию зрения и разработке программ, в основе которых лежат методы, способствующие сохранению зрения.
Цель исследования – разработка проекта «Я здоров и поэтому успешен», в рамки которого входит создание «Кабинета самодиагностики здоровья школьников» и разработка программы «Сохранение зрения учащихся».
Материалы и методы исследования
Работа проводилась в пермской гимназии № 11 им. С.П. Дягилева. Был создан «Кабинет самодиагностики здоровья школьников», оборудованный весами, ростомерами, тонометрами, термометрами, спирометрами, динамометрами, компьютерами, таблицами для определения остроты зрения. С целью обучения детей самодиагностике были подготовлены иллюстрированные инструкции по пользованию каждым прибором на простом и понятном для детского восприятия языке, таблицы для оценки показателей, разработаны дневники самоконтроля для записи школьниками результатов самообследования. Проведено обучение инструкторов – волонтеров из числа интернов и студентов педиатрического факультета медицинской академии и старшеклассников. В начале учебного года для учащихся 5–11 классов проведены беседы о здоровом образе жизни, важности контроля за здоровьем и раннего выявления первых признаков отклонений в нём. Со всеми учащимися предварительно проведены ознакомительные занятия в кабинете, школьники обучены пользованию приборами и таблицами, правилам ведения дневников самоконтроля. Девиз кабинета: «Я здоров и поэтому успешен!». Дети посещали кабинет 2 раза в месяц, проводили самообследование, заносили показатели в дневники, отмечали динамику показателей. Работой кабинета охвачено порядка 320 детей.
Одновременно в гимназии осуществлялась программа «Сохранение зрения учащихся», которая включала фитотерапию и гимнастику для глаз. Перед началом осуществления этой программы проверена острота зрения и проведён осмотр офтальмологом 188 детей – учащихся вторых – пятых классов гимназии.
Для фитотерапии использовались трава очанка (euphrazia herba), которую в народной медицине называют глазница, светлик, глазная трава в виде «Сиропа чёрной смородины с очанкой для улучшения зрения», в состав которого входят трава очанки, сок чёрной смородины и сахарный сироп. Целебные свойства очанки известны со средних веков, когда она была одним из основных средств лечения глазных болезней, многие годы она используется в гомеопатии. В настоящее время достаточно хорошо изучены химические свойства очанки, известно, что в очанке содержатся гликозиды (аукубин), горечи, эфирные масла и жирные кислоты, флавоноиды, смолы, кумарины, сапонины, витамины А, С и группы В, каротин, антациды, а также такие микроэлементы, как марганец, медь, магний, кремний, цинк, железо, никель, серебро, хром, молибден, бор. Доказано, что препараты из очанки улучшают зрение и кровоснабжение мозга, обладают иммуномодулирующим, успокаивающим, противовоспалительным, спазмолитическим, гипотензивным эффектом. Большой вклад в изучение лечебных свойств очанки внесли учёные Пермской государственной фармацевтической академии [3].
.Гимнастика и массаж проводились по специально разработанной методике и включали: точечный массаж для глаз (4 точки), пальминг (растирание ладоней до ощущения тепла, а затем накладывание рук на глаза, передавая глазам тепло и энергию) и мигательную гимнастику [4]. Дети вначале были обучены приёмам массажа и гимнастики волонтёрами, а затем в течение 3,5 месяцев под их контролем проводили процедуры самостоятельно.
Фитотерапию получили 22 ученика пятых классов в течение декабря (самого тёмного и холодного месяца года). Им был назначен «Сироп чёрной смородины с очанкой» – ежедневно по десертной ложке 1 раз в день. После окончания курса дети были снова осмотрены офтальмологом и проверена острота зрения.
Результаты исследования
и их обсуждение
Посещая кабинет самодиагностики, дети учатся измерять и оценивать показатели своего здоровья: измерять температуру тела, рост, вес, артериальное давление, силу мышц кисти, оценивать жизненную ёмкость легких, остроту зрения. Учащиеся ведут дневник самоконтроля здоровья, в который заносят результаты измерений, а затем оценивают полученные показатели самостоятельно, сравнивая результаты своих измерений с нормой, или вместе со студентами-волонтерами, а при необходимости с врачом-консультантом. Если результаты отличаются от нормы, врач дает необходимые рекомендации, а при необходимости направляет ребёнка на углублённое обследование. В результате у 6,8 % детей, посещавших кабинет, была выявлена не диагностированная ранее патология.
В настоящее время большинство школьников самостоятельно без напоминаний посещают кабинет. Создание кабинета самодиагностики позволяет прививать школьникам навыки контроля за своим здоровьем, выявлять на ранних стадиях отклонения в нём. Дети учатся контролировать изменения, которые происходят в их организме, делать выводы и реализовывать знания, умения и навыки по сохранению здоровья, изменяя образ жизни, режим, питание. Все это позволяет уже в школьном возрасте сформировать ответственность за свое здоровье, мотивацию к его сохранению и укреплению.
Анализ состояния остроты зрения выявил наличие тенденции к уменьшению с возрастом числа детей с нормальным зрением (VОD и VОS = 1,0). Так, нормальное зрение было лишь у 40 % учащихся вторых классов, 29 % третьеклассников и только у 27 % учащихся пятых классов.
«Сироп чёрной смородины с очанкой» был назначен 22 учащимся пятого класса, среди которых было только 6 детей(27 %) с нормальным зрением, 5 детям (22,7 %) был выставлен диагноз миопия, 16 (72,7 %) – спазм аккомодации.
После окончания месячного курса приёма сиропа с очанкой у двух детей был ликвидирован спазм аккомодации и нормальным зрение стало у 8 детей (36,4 %). Количество детей с миопией не изменилось, но у 3 детей её степень уменьшилась. Спазм аккомодации сохранился у 14 детей (63,6 %).
К сожалению, в нашей работе пока невелико число и длительность наблюдений, но уже сейчас можно говорить о наличии тенденции к улучшению функции зрения у части детей, получавших сироп с очанкой. Кроме того, следует отметить, что в течение декабря месяца, когда дети принимали сироп, заболеваемость в классе была значительно ниже, чем в предыдущие месяцы, несмотря на то, что декабрь – самый тёмный и холодный месяц года. Дети пили сироп с удовольствием, отмечая его приятный вкус. Никаких нежелательных явлений и отказов от приёма сиропа не было. Несомненно, что принимать сироп следует не один, а 3–4 месяца в зимнее время года как в школе, сочетая с приёмом пищи (завтраками), так и дома.
Оценка эффективности гимнастики для глаз показала, что при обследовании перед началом оздоровительной программы у 96 детей из 166 (58 %) был выявлен спазм аккомодации. Наибольшее число детей со спазмом аккомодации оказалось в первых классах, где он был диагностирован у 79 % учащихся. Меньше всего детей со спазмом аккомодации было среди второклассников (40 % детей). В третьих классах спазм аккомодации выявлен
у 60 % детей.
Через 3,5 месяца занятий было проведено повторное обследование. Спазм аккомодации сохранился у 66 детей, т.е. у 30 детей (31 %) он был ликвидирован. Наибольший эффект получен у третьеклассников, среди которых до начала занятий спазм аккомодации был выявлен в 60 % случаев, а через 3,5 месяца занятий – только в 20 % (р = 0,023).
Достоверно уменьшилось число детей со спазмом аккомодации и среди первоклассников, у которых до занятий он был выявлен у 79 %, а при повторном обследовании – у 66 % (р = 0,036).
Регулярно проводимые массаж и гимнастика для глаз оказывают положительное влияние на функцию зрения у младших школьников, способствуют устранению спазма аккомодации – распространённого нарушения зрительной функции, возникающего чаще всего в результате повышенной зрительной нагрузки.
Заключение
В результате реализации проекта «Я здоров и поэтому успешен» происходит объединение усилий врачей, педагогов, родителей и самих учащихся по укреплению здоровья. Создание кабинета здоровья позволяет прививать школьникам навыки контроля за своим здоровьем, выявлять на ранних стадиях отклонения в нём. Введение в учебных заведениях специальных медико-педагогических программ, направленных на сохранение зрения, способствует повышению работоспособности учащихся, улучшению зрения, снятию глазного напряжения, что в целом способствует повышению качества жизни. Эти программы могут быть достаточно разнообразны, но, несомненно, «Сироп чёрной смородины с очанкой» и точечный массажи гимнастику для глаз можно считать эффективными средствами сохранения и защиты зрения.
Библиографическая ссылка
Аверьянова Н.И., Старкова И.Л., Абашева Н.М., Абашев Э.Ш. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 75-77;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3887 (дата обращения: 21.11.2024).