Но для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая работа всей системы образования.
Анализ деятельности учреждений дополнительного образования (УДО), позволило определить что сегодня в УДО существует четыре основных модели его организации.
1 модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся деятельность УДО полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но и даже такой вариант УДО имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
2 модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся структур в УДО, хотя как единая система она еще не функционирует. Тем не менее, в этих УДО встречаются оригинальные формы работы. Нередко в таких УДО сфера деятельности становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания образования.
3 модель организации УДО строится на основе тесного взаимодействия с другими с одним, несколькими УДО детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, музеем, театром и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. УДО и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание образования в данном учреждении.
4 модель организации УДО существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности нескольких видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Например, в УВК может функционировать профильное УДО - художественная, музыкальная, спортивная школа, центр творчества учащихся и т. п. УДО могут входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа - УДО - вуз.
Органичное сочетание в УВК многопрофильного дополнительного образования создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства способствующей разностороннему личностному развитию каждого школьника.
Таким образом, дополнительное образование может оказать существенное образовательное и воспитательное воздействие на учащихся, содействует появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Жаль, что возможности УДО до сих пор осознаются в недостаточной мере. Но многие понимают, что между знаниями, которые даются детям в школе, и теми, что нужны в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, они неравнодушны к образованию, но хотели бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности УДО, благодаря которому дети действительно получают возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Пора преодолеть стереотип восприятия УДО как второстепенного и понять, что оно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие детей.
Библиографическая ссылка
Хлопкова Н.А. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 62-63;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=390 (дата обращения: 21.11.2024).