Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Новиков А.В. Осин А.К. Дубровин М.Е.
Актуальность проблемы

Глубокие перемены происходят сегодня в Российских вооруженных силах. Эти перемены объективно обосновываются характером проводимого в России курса на глубинные, коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Вместе с тем, происходящие перемены в обществе и Вооруженных силах обусловили и углубили серьёзные социально-психологические проблемы, связанные с личностью военнослужащего и в целом воинских коллективов в современных условиях службы.

Проводимая реформа Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) требует не только сохранить, но и значительно улучшить боевую готовность и полевую выучку частей и подразделений.

Значительное сокращение численного состава ВС РФ, перевод частей и соединений на контрактную основу и уменьшение сроков службы военнослужащих по призыву (с 2-х лет до 1-го года) требует от командиров всех степеней существенно сократить сроки приведения частей в состояние боевой готовности, добиться, чтобы подразделения в короткие сроки смогли выполнить поставленную перед ними боевую задачу. Это под силу лишь хорошо обученному воинскому коллективу, который отличается высокой профессиональной подготовкой, организованностью и дисциплиной. Достичь этого можно лишь при правильном учебно-воспитательном процессе с каждым воином, призванным в ВС РФ.

Молодое пополнение, прибыв в воинскую часть, сталкивается со многими проблемами. Изолированность от своей семьи, привычного круга общения друзей, от них требуют безприкословного выполнения приказов и распоряжений. От того как вчерашний ученик сумеет приспособиться к новым условиям, зависит его психологическое состояние, как при прохождении военной службы, так и в дальнейшей жизни.

Огромное значение имеют взаимоотношения, сложившиеся в коллективе, куда попал молодой солдат. Доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, ускоряют процесс адаптации, а не сложившиеся - приводят к нежелательным последствиям, таким как самовольное оставление части, а также случаи суицида среди военнослужащих срочной службы.

Обеспечение адаптации бывшего школьника к военной службе предполагает не только соответствующую выработку военно-профессиональных навыков, но и оказание психологической помощи на первых этапах острого реагирования на факторы условий военной службы.

Объект исследования: особенности адаптации молодых воинов (выпускников школ) к несению военной службы одной из частей Ковровского гарнизона в возрасте 18-19 лет, призыва осени 2007 года.

Предмет исследования: влияние индивидуально-типологических особенностей личности призывников (выпускников школ) на адаптацию к условиям армейской службы.

Цель: изучить влияние индивидуально-психологических особенностей на процесс адаптации молодых воинов в период прохождения военной службы.

Рабочая гипотеза: индивидуально-психологические особенности выпускников школ влияют на степень успешности в адаптации к условиям военной службы; учет этих особенностей в армейском быту служит важнейшим фактором успешности первичной адаптации.

В ходе проведенного эмпирического исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. Призывники характеризуются разной степенью адаптации к воинской службе. Выявлены качества, способствующие более успешной адаптации.

  1. Адаптированность призывников зависит от локуса контроля. В данной работе локус контроля был представлен следующими показателями: общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, в области производственных и межличностных отношений. Таким образом, интернальный контроль позволяет сохранить уверенность в себе, активную позицию и чувство контроля над событиями своей жизни, не приобретая чувства эмоциональной дезадаптации.
  2. Средние показатели ситуативной и личностной тревожности, а также эмоциональная устойчивость оказывают влияние на успешную адаптацию к военной службе.
  3. Каждый молодой человек обладает определенными способностями, которые необходимо своевременно и правильно распознать, выявить уровень развития и создать условия для реализации потенциальных возможностей в воинском коллективе. Важно изучать духовный мир каждого призывника, устанавливать особенности характера, темперамента каждого из них, уяснить закономерности проявления их в поведении, а также умение в состояние прогнозировать будущее поведение, в том числе и в условиях боевой обстановке.
  4. Повышение авторитета и престижа военной службы способствует положительному психологическому настрою школьников к подготовке и прохождению военной службы задолго до призыва.

Анализируя полученные результаты исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Период адаптации у адаптированных протекает значительно спокойнее. В целом самочувствие, активность в служебной деятельности и настроения выше среднего уровня, чего нельзя сказать об неадаптированных, многие из которых подвержены негативному настроению, пассивны и постоянно высказывают жалобы на неудовлетворительное самочувствие;
  2. Адаптированные менее подвержены состоянию ситуативной и личностной тревожности, в то время как не адаптированные имеют показатели выше среднего, что предполагает склонность к состоянию тревоги, испытание чувства беспокойства и эмоционального дискомфорта;
  3. Призывники с высокой адаптивностью воспринимают свои действия важным фактором в организации отношений в своем подразделение и в своем продвижение, добиваются, поставлены целей, пользуются авторитетом. Неадаптированные наоборот, плохо сходятся с сослуживцами, очень переживают неудачи и тяготятся пребыванием в коллективе.
  4. Сравнивая показатели адаптивности и эмоционального комфорта у адаптированных, можно утверждать, что они значительно превышают результаты неадаптированных призывников. Это значит, что у последних преобладает меньше положительных эмоции в конкретной ситуации бытия.

Из проведенного исследования видно, что выпускники школ по-разному адаптируются к условиям несения военной службы. Как правило, адаптированные призывники быстрее привыкают к несению службы, занятиям по боевой подготовки и в целом к армейскому быту. Быстро находят друзей в воинском коллективе, даже неудачи или допущенные ими ошибки не дают повода к унынию, а наоборот способствуют их личной организации с целью преодоления недостатка. Неадаптированные значительно труднее входят в армейский ритм жизни. Особенно это заметно в период проведения первых боевых стрельб и вождения боевых машин. Чтобы преодолеть возникающее чувство страха у молодых воинов, старослужащие солдаты первыми выполняют данные упражнения стрельб и вождения. Наглядный пример снимает у призывников чувство страха и неуверенности в себе.

Адаптированные воины более устойчивы по отношению к внешним воздействиям, выражают доверие, склонны к лидерству, не воспринимают угрозу своему «Я» в различных ситуациях, в то время, как неадаптированные имеют более устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Исходя из проведенного исследования, для нормальной адаптации выпускника школы к военной службе полагаем необходимым:

  • специализированный подбор офицеров и сержантов для работы с молодым пополнением;
  • методически грамотное обучение азам военного дела;
  • создание уюта в казарме;
  • постепенное увеличение физических нагрузок.

Вместе с тем, следует отметить и трудности, возникшие в ходе проведения исследования:

  • сбор группы в запланированное время срывался по объективным причинам, приходилось переносить мероприятие на другое время;
  • нарушение пространства группы посторонними, (очень много любопытных начальников «А что это вы тут делаете?»), приходилось за дверью выставлять дневального.

Библиографическая ссылка

Новиков А.В., Осин А.К., Дубровин М.Е. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 64-66;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=393 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674