Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Артамонова Т.Ф. 1 Ерина Т.Ф. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрсшсоцразвития России
1.Зимняя И.А. Основы педагогической психологии - М.: Логос, 2004.- 384 с.
2. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го/ - М.: Политиздат, 1990. - 35 с.

Практическое владение иностранным языком - одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Россия становится надежным партнером на международной арене. В системе отношений особое значение имеют связи между российскими университетами и вузами зарубежных стран. Возникают различного рода совместные проекты, программы, в процессе которых приобретаются новые теоретические знания и практический опыт.

Успешное усвоение иностранного языка необходимо не только для установления и развития контактов между людьми и народами, но и для овладения разноплановой информацией, без которой невозможно полноценное, многогранное, личностное развитие человека.

В бурный век развития науки, быстрого обновления информации и знаний не представляется возможным передать обучаемому все знания, умения и навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Возникает необходимость развития у студентов мотивации к накоплению знаний, и, соответственно, к последующему непрерывному процессу самообразования.

Овладение иностранным языком требует постоянной, систематической работы обучаемых и требует не столько знаний, сколько умений. При сокращении часов, отведенных на аудиторную работу, большую значимость и необходимость для становления учебно-познавательной мотивации приобретает целенаправленная самостоятельная работа студентов во внеурочное время. Поэтому постоянной заботой преподавателя должно быть формирование и поддержание интереса студента к познанию материала, как действенного мотива его деятельности.

Зимняя И.А. определяет самостоятельную работу как «целенаправленную внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение, как и процесс самосовершенствования и самопознания» [2. с. 335].

Язык представляет собой развивающуюся и постоянно меняющуюся форму, и соответственно без способности студента к самостоятельной работе, самоконтролю и самооценке, невозможно получить высококвалифицированного специалиста, способного на должном уровне поддерживать и развивать свои знания, умения и навыки в области иностранных языков. Необходимо формировать у обучаемых способность осуществлять контроль и оценку собственной деятельности не только во время аудиторных занятий, но и в процессе самообразования с целью поддержания и повышения уровня владения языком.

Самостоятельная работа многофункциональна, она развивает личность, формирует ее познавательные интересы и потребности. Эффективность самостоятельной работы студентов определяется использованием различных видов контроля: текущего, промежуточного, самоконтроля, осуществляемого самим учащимся во время изучения курса, итогового контроля в виде зачета или экзамена, а также контроля остаточных знаний через определенное время после завершения курса.

Постоянный контроль со стороны преподавателя приучает студента к безответственности: его ошибки обнаруживает преподаватель, а не он сам. Изменения в проведении контроля должны связываться с повышением роли самоконтроля и самооценки студентов. Необходимо дать студенту возможность не только усваивать содержание учебного материала, но и самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность. Изучение языка невозможно без осуществления самоконтроля, так как чтобы изучить что-нибудь, надо оценить уже имеющиеся знания и понять, как их можно обогатить. По мнению многих исследователей (А.Г. Ковалев, П.И. Пи-дкасистый, А.К. Осницкий) самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста — типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся учащихся.

Самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы. Во время самоконтроля происходит изменение позиции студента: увеличивается доля его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине, а также изменяются формы сотрудничества преподавателя с обучаемым. Образовательная деятельность студента становится полностью саморегулируемой.

Формирование самоконтроля у студентов будет способствовать становлению у них адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом.

При самооценке студент дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения, а также решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.

Для развития самоконтроля большое значение имеет осуществление проектной деятельности во время подготовки к олимпиаде, ежегодно проводимой кафедрой. Работа над проектом полностью активизирует творческую деятельность учащихся: студент анализирует и оценивает все этапы своей работы, развивает критическое и творческое мышление и профессиональный интерес.

Традиционные методы контроля не могут позволить студентам самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность. По мнению А. В. Петровского «появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях» [4 , с. 35]

Тестирование - форма самоконтроля, отвечающая требованиям развивающейся системы образования. Успешное использование тестовых заданий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку - наиболее эффективная форма контроля, применяемая кафедрой в течение многих лет, имеет ряд преимуществ перед другими формами контроля:

- затрата небольшого количества времени на выполнение тестовых заданий;

- возможность оперативного получения информации о степени усвоения знаний;

- наглядность динамики усвоения учебного курса;

- возможность оперативной корректировки знаний и умений и др.

Выполнение тестовых заданий с последующей проверкой по ключам формирует у студентов сознательное отношение к выполняемой работе, развивает навыки самоконтроля с последующей самооценкой полученных результатов, что способствует самосовершенствованию процесса изучения иностранного языка.


Библиографическая ссылка

Артамонова Т.Ф., Ерина Т.Ф. РОЛЬ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 33-35;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3949 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674