Методическая работа на фармацевтическом факультете представляет планируемую познавательную деятельность, направленную на освоение и совершенствование существующих, а также разработку и внедрение новых форм и методов эффективной организации учебного процесса. Современное развитие фармацевтического рынка диктует необходимость повышения уровня теоретических знаний и практических умений провизоров [1]. В соответствии с этим основными задачами организации методической работы на фармацевтическом факультете являются: нахождение путей интенсификации учебного процесса; обеспечение логического и дидактического единства учебного процесса; оптимизация содержания учебных дисциплин; обеспечение отраслевой направленности подготовки специалистов; изучение и распространение методов повышения эффективности индивидуальной работы студентов; обеспечение методического руководства подготовкой учебно-методической литературы; оснащения учебного процесса оборудованием, техническими средствами обучения и т.д.
Современные требования к подготовке специалистов в высших учебных заведениях, реализуемые в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования 3 поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №38 от 17.01.2011г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 фармация (квалификация (степень) «специалист»)», предполагают усиление профессиональной направленности содержания образования.
Целью обучения на фармацевтическом факультете является формирование у студентов комплекса общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Профессиональная направленность обучения на факультете позволяет мотивировать обучение, формировать базовые знания, достаточные для будущей профессиональной деятельности.
Исполнителями всех видов методической работы на фармацевтическом факультете являются преподаватели дисциплин, работающие в составе коллективов кафедрального уровня. Кроме того, методической работой занимаются члены методической комиссии фармацевтического факультета.
В соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения для обучения студентов очной и заочной форм обучения утверждены рабочий учебный план, включающий график учебного процесса, и план учебного процесса.
Основная образовательная программа (ООП) подготовки специалиста предусматривает изучение учебных циклов С.1, С.2, С.З. Учебный цикл изучения дисциплины включает обязательную (базовую) часть, которая дополнена вариативной частью и дисциплинами по выбору, где дисциплины предложены кафедрами. Вариативная часть и дисциплины по выбору дают студентам возможность расширения и углубления приобретаемых знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций; позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.
Учебный цикл С.1 Гуманитарный, социальный и экономический. Обязательная (базовая) часть-9 дисциплин: Философия, Биоэтика, Психология и педагогика, Правоведение, История Отечества, История фармации, Экономическая теория, Иностранный язык, Латинский язык. Вариативная часть представлена дисциплиной Русский язык и культура речи. Дисциплины по выбору включают Культурологию, Правовые основы предпринимательства в фармации.
С.2 Математический и естественнонаучный цикл - 14 дисциплин: Математика, Физика, Информатика, Общая и неорганическая химия, Физическая и коллоидная химия, Аналитическая химия, Органическая химия, Ботаника, Биология, Физиология с основами анатомии. Микробиология, Патология, Биологическая химия, Основы экологии и охраны природы. Вариативная часть представлена дисциплинами: Система управления качеством в фармации, Основы техники лабораторного анализа, Основы маркетинга в фармации. Дисциплины по выбору -Медицинская биофизика, Физиология и патология кожи, Микрогетерогенные системы как лекарственные формы, Техника микроскопического анализа лекарственного растительного сырья».
С.З Профессиональный цикл включает 13 дисциплин - Фармакология, Клиническая фармакология, Первая доврачебная помощь, Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф, Общая гигиена, Фармацевтическая технология, Биотехнология, Фармакогнозия, Фармацевтическая химия, Токсикологическая химия, Медицинское и фармацевтическое товароведение. Управление и экономика фармации, Фармацевтическая информатика. В вариативную часть включены новые дисциплины: Теоретические основы конструирования лекарственных средств, Биофармация и прикладная фармакокинетика. Финансовый менеджмент фармацевтических организаций, Иммунобиотехнология. Рекомби-нантные вакцины и препараты. Дисциплины по выбору - Фармацевтическая косметология, Фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. Химия природных фармакологически активных веществ, Бизнес - планирование в фармации. Фармакогеномика и протеомика, Нутрициология, Основы фитотерапии.
Обязательной составной частью основной образовательной программы является рабочая программа дисциплины, определяющая объем и содержание преподавания и изучения дисциплины студентами, формирование у них общекультурных и профессиональных компетенций. В ГБОУ ВПО КубГМУ Мин-здравсоцразвития России утверждено положение о рабочей программе дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Положение регулирует процесс проектирования, составления и утверждения рабочих программ учебных дисциплин, в том числе преподаваемых на фармацевтическом факультете, разрабатываемых профессорско-преподавательским составом кафедр.
Изучение учебной дисциплины (модуля) предполагает использование знаний, умений и навыков, формируемых предшествующими дисциплинами, также разделы дисциплины (модуля), необходимые для изучения последующих дисциплин по согласованию с соответствующими кафедрами.
В рабочей программе общая трудоемкость учебной дисциплины (модуля) приведена в часах и зачетных единицах (одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам), виды учебной работы отражены по семестрам с разбивкой: аудиторные занятия - лекции -Л, практические занятия - ПЗ, семинары- С, лабораторные работы - ЛР, самостоятельная работа студента - СРС, приводится вид промежуточной аттестации (зачет - 3, экзамен - Э).
Содержание разделов дисциплины приведены в дидактических единицах (темы разделов, модульные единицы) и компетенциях, которые должны быть освоены студентами при их изучении. Также отражены формы текущего контроля успеваемости - устный опрос, письменное тестирование, терминологический диктант, письменная контрольная работа, выступление с докладами, защита рефератов (по неделям семестра) и т.д. Отдельно приведены названия тем лекций, практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля). По разделам отдельных учебных дисциплин (модуля) выделен лабораторный практикум по семестрам с указанием наименований лабораторных работ. Самостоятельная работа студента с разбивкой по семестрам указывается в часах по разделам учебной дисциплины (модуля), представлена по видам (подготовка к занятиям, написание докладов, написание рефератов, анализ литературных источников, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю, подготовка к промежуточному контролю и т.д.)
Реализация компетентностного подхода изучения дисциплин на фармацевтическом факультете предусматривает широкое использование в учебном процессе инновационных методов — активных и интерактивных форм проведения занятий.
Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности студентов посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.
Интерактивные методы обучения -представляют собой активное взаимодействие участников образовательного процесса преподавателя и студента в учебной деятельности, путем создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых познавательных мотивов и интересов. Интерактивными методами обучения, используемыми преподавателями на фармацевтическом факультете, являются - учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии; игровые (деловая игра; кейс-методы, тренинги); неигровые (дебаты, различные виды дискуссий: «Круглый стол», текстовая дискуссия (портфолио) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования профессиональных навыков обучающихся.
Оценочными средствами для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины (модуля) по семестрам, для входного контроля — ВК, для текущего контроля - ТК, для промежуточного контроля - ПК являются устный опрос, письменное тестирование, компьютерное тестирование, терминологический диктант, письменная контрольная работа и т.д.
Таким образом, инновации в образовании внедряемые профессорско-преподавательским составом кафедр, являются целенаправленными изменениями, вносящими новые элементы, дающие стабильные и более эффективные результаты обучения студентов на фармацевтическом факультете. В связи с этим существенно повышается роль методической работы по дисциплинам на кафедрах, что требует совершенствования организации и управления, повышения эффективности, активизации поиска и внедрения новых форм методической работы на фармацевтическом факультете ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцраз-вития России.
Библиографическая ссылка
Бат Н.М., Павлюченко И.И. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 37-40;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3951 (дата обращения: 21.11.2024).