Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Белялова М.А. 1 Алексеева Е.Б 1 Гаранина О.П. 1 Сизова Л.А. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Евенко Л.И. Организация как система. Теория и практика. -М. , 1992.
2. Омаров М.М. Управление: искусство общения. - М., 2000.
3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 2004.
4. Соколова М.Г. Профессионализм - гарантия будущего. - М., 2009.
5. Спивак В.А. Корпоративная культура.-М., 2005.
6.Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. - М., 2002.
7. Шепель В.М. Эффективный менеджмент.-М., 1992.
8. Якокк Ли. Карьера менеджера. -М., 2003.

Различные аспекты управленческой деятельности достаточно активно рассматриваются в последние годы в отечественной науке. Однако понятие профессиональной деятельности организатора здравоохранения в отечественной литературе практически не представлено.

 

В.М. Шепель считает, что менеджер - это руководитель, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения и экологическую безопасность, осуществляет организацию и координацию их усилий для решения задач, поставленных перед возглавляемым подразделением [7].

Л.И. Евенко уточняет понятие «менеджер» - это человек, субъект управления, действующий в организации; профессиональный управляющий, прошедший, как правило, специальную подготовку; это определенная категория людей, специальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению, кто придерживается некоторых стандартов, даже внешних атрибутов поведения, которые обычно присущи менеджерам [1].

Профессиональное развитие личности менеджера может рассматриваться как становление, интеграция и реализация профессионально важных личностных качеств и способностей (перцептивно-рефлексивные, гностические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные); профессиональных мотивов (актуализация роли мотивов достижения, повышения потребности в самореализации, ориентация на процесс и результаты деятельности); профессиональной Я-концепции (формирование профессионального самосознания, адекватных критериев профессиональной самооценки, удовлетворенности профессией); психолого-педагогических знаний, умений, навыков, позволяющих менеджеру эффективно осуществлять профессиональную деятельность по взаимодействию с сотрудниками.

Опираясь на квалификационную характеристику медицинской сестры-менеджера, мы провели анализ профессиональной деятельности.

Медсестра-менеджер выполняет 10 крупных видов деятельности - это организационно-управленческая, информационно-аналитическая, маркетинговая, инновационная, клиническая, медико-профилактическая, воспитательно-педагогическая и научно-исследовательская деятельность.

Анализ обнаруживает особую специфику деятельности менеджера здравоохранения, отличающую ее от профессиональной деятельности клинической медицинской сестры. Она состоит в том, что из 10-ти видов деятельности только один относится к непосредственно «помогающему» виду профессиональной активности («клиническая деятельность»). Остальные являются управленческими видами деятельности, содержащими в себе профессионально обусловленные действия.

Петровская Л.А., анализируя профессиональную компетентность, уделяет первостепенное значение компетентности в общении [2, 3].

Коммуникация эффективна (Омаров A.M., Соколова М.Г.), если строится на основе профессионального интереса и взаимопонимания. Фундамент доброжелательных отношений — умение считаться с интересами коллектива, умение вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и защищено; терпимое отношение к слабостям коллег и подчиненных. Сильные всегда добрые [2, 4].

Закон преодоления конфликта, по теории Спивака В.А.: прежде, чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение; почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале [5].

Менеджер всегда обязан быть конкретным, уметь разрешать конфликтные ситуации, избегать агрессивного отношения к подчиненным.

В нашем исследовании отдается предпочтение коммуникативным способностям, посредством которых осуществляется эффективное управление коллективом.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативные способности в профессиональной деятельности определяют системно-интегрирующий процесс, состоящий из коммуникативно-диагностической, коммуникативно-программирующей, коммуникативно-организационной, коммуникативно-исполнительской составляющих, характеризующий управленческую культуру менеджера, которая систематически развивается и совершенствуется [3,6].

Специфической формой деятельности менеджера выступает управленческое общение, которое исследовано Добротворским И.П., Кузиным Ф.А., Майстером Д., Петровским А.В., Сергеевой О.Б., Спиваком В.А., Уманским Л.И., Шепелем В.М. и др.

Выделим следующие формы управленческого общения:

- субординационная - общение между менеджером и подчиненными; в основу положены административно-правовые нормы;

- служебно-товарищеская - общение между менеджером и его коллегами; в основе лежат административно - моральные нормы;

- дружеская - общение между самими менеджерами и их коллегами, и работниками; в основе такого общения -морально-психологические нормы взаимоотношений.

Искусное использование указанных форм управленческого общения позволяет менеджеру усилить «эффект личной самопрезентации» путем преднамеренного использования разнообразных психологических механизмов образования позитивных эмоциональных отношений, возникающих у людей при восприятии его служебных действий.

Ли Якокк одну из глав своей книги «Карьера менеджера» назвал «Ключи к искусству управления». В ней он утверждает, что управление представляет собой не что иное, как «настраивание людей на труд». Далее следуют размышления о том, что умение обходиться с людьми - самая суть управления, а единственное назначение руководителя - «это побуждать к деятельности других


Библиографическая ссылка

Белялова М.А., Алексеева Е.Б, Гаранина О.П., Сизова Л.А. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 42-44;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3953 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674