Различные аспекты управленческой деятельности достаточно активно рассматриваются в последние годы в отечественной науке. Однако понятие профессиональной деятельности организатора здравоохранения в отечественной литературе практически не представлено.
В.М. Шепель считает, что менеджер - это руководитель, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения и экологическую безопасность, осуществляет организацию и координацию их усилий для решения задач, поставленных перед возглавляемым подразделением [7].
Л.И. Евенко уточняет понятие «менеджер» - это человек, субъект управления, действующий в организации; профессиональный управляющий, прошедший, как правило, специальную подготовку; это определенная категория людей, специальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению, кто придерживается некоторых стандартов, даже внешних атрибутов поведения, которые обычно присущи менеджерам [1].
Профессиональное развитие личности менеджера может рассматриваться как становление, интеграция и реализация профессионально важных личностных качеств и способностей (перцептивно-рефлексивные, гностические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные); профессиональных мотивов (актуализация роли мотивов достижения, повышения потребности в самореализации, ориентация на процесс и результаты деятельности); профессиональной Я-концепции (формирование профессионального самосознания, адекватных критериев профессиональной самооценки, удовлетворенности профессией); психолого-педагогических знаний, умений, навыков, позволяющих менеджеру эффективно осуществлять профессиональную деятельность по взаимодействию с сотрудниками.
Опираясь на квалификационную характеристику медицинской сестры-менеджера, мы провели анализ профессиональной деятельности.
Медсестра-менеджер выполняет 10 крупных видов деятельности - это организационно-управленческая, информационно-аналитическая, маркетинговая, инновационная, клиническая, медико-профилактическая, воспитательно-педагогическая и научно-исследовательская деятельность.
Анализ обнаруживает особую специфику деятельности менеджера здравоохранения, отличающую ее от профессиональной деятельности клинической медицинской сестры. Она состоит в том, что из 10-ти видов деятельности только один относится к непосредственно «помогающему» виду профессиональной активности («клиническая деятельность»). Остальные являются управленческими видами деятельности, содержащими в себе профессионально обусловленные действия.
Петровская Л.А., анализируя профессиональную компетентность, уделяет первостепенное значение компетентности в общении [2, 3].
Коммуникация эффективна (Омаров A.M., Соколова М.Г.), если строится на основе профессионального интереса и взаимопонимания. Фундамент доброжелательных отношений — умение считаться с интересами коллектива, умение вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и защищено; терпимое отношение к слабостям коллег и подчиненных. Сильные всегда добрые [2, 4].
Закон преодоления конфликта, по теории Спивака В.А.: прежде, чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение; почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале [5].
Менеджер всегда обязан быть конкретным, уметь разрешать конфликтные ситуации, избегать агрессивного отношения к подчиненным.
В нашем исследовании отдается предпочтение коммуникативным способностям, посредством которых осуществляется эффективное управление коллективом.
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативные способности в профессиональной деятельности определяют системно-интегрирующий процесс, состоящий из коммуникативно-диагностической, коммуникативно-программирующей, коммуникативно-организационной, коммуникативно-исполнительской составляющих, характеризующий управленческую культуру менеджера, которая систематически развивается и совершенствуется [3,6].
Специфической формой деятельности менеджера выступает управленческое общение, которое исследовано Добротворским И.П., Кузиным Ф.А., Майстером Д., Петровским А.В., Сергеевой О.Б., Спиваком В.А., Уманским Л.И., Шепелем В.М. и др.
Выделим следующие формы управленческого общения:
- субординационная - общение между менеджером и подчиненными; в основу положены административно-правовые нормы;
- служебно-товарищеская - общение между менеджером и его коллегами; в основе лежат административно - моральные нормы;
- дружеская - общение между самими менеджерами и их коллегами, и работниками; в основе такого общения -морально-психологические нормы взаимоотношений.
Искусное использование указанных форм управленческого общения позволяет менеджеру усилить «эффект личной самопрезентации» путем преднамеренного использования разнообразных психологических механизмов образования позитивных эмоциональных отношений, возникающих у людей при восприятии его служебных действий.
Ли Якокк одну из глав своей книги «Карьера менеджера» назвал «Ключи к искусству управления». В ней он утверждает, что управление представляет собой не что иное, как «настраивание людей на труд». Далее следуют размышления о том, что умение обходиться с людьми - самая суть управления, а единственное назначение руководителя - «это побуждать к деятельности других
Библиографическая ссылка
Белялова М.А., Алексеева Е.Б, Гаранина О.П., Сизова Л.А. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 42-44;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3953 (дата обращения: 21.11.2024).