Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Борискова И.В. 1
1 ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж:» департамента здравоохранения Краснодарского края
1. Ангеловски Кристе. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с макед. / Кристе Ангеловски. - М.: Просвещение, 2009. -159 с.
2. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М.: МГИЦ. 2002. -352 с.

Одной из инновационных технологий, используемых в современном образовательном процессе, является технология проектного обучения.

Метод проектов - это совокупность приёмов и действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект для преподавателя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Основная идея - организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. Обычно определяют миссию проекта, так называемое, художественное перевоплощение цели проекта.

При планировании работы необходимо учитывать определенные требования к проекту:

- наличие социально значимой задачи (проблемы);

- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и формы презентации;

- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

- результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;

- подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

При работе над проектом должны соблюдаться основные принципы проектирования: добровольность, учет возрастных, психологических, творческих способностей обучаемых, учет региональной специфики, интеграция учебной и внеаудиторной деятельности, системность.

Работа в проекте учит участников:

- поиску и систематизации необходимой информации;

- умению ставить и формулировать цель;

- методике проведения исследования (выдвижение гипотезы, анализ и обобщение);

- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, том числе и нетиповых ситуациях;

- умению готовить и проводить презентации результата работы.

Описание проекта отражает: название, актуальность, цель, задачи, замысел, формы реализации, ресурсы, результат, календарный план.

Система оценки проекта должна отражать:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- коллективный характер принимаемых решений;

- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления результатов проведенного проекта;

- умение отвечать на вопросы оппонентов;

- лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Работа в проекте имеет сильные стороны:

- направленность на индивидуализацию обучения;

- активизация учения;

- стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Наряду с этим имеются и недостатки, обусловленные рамками проекта:

- недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;

- сведение роли преподавателя только к консультационной деятельности;

- невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Использование технологии проектного обучения открывает перед студентами определенные возможности и развивает навыки, необходимые в современных условиях их дальнейшей профессиональной деятельности:

- проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому;

- это возможность проявить себя в деятельности, попробовать свои силы, приложить свои знания;

- направить знания и умения на решение проблемы, поставленной в виде цели и задачи, когда результат

деятельности носит практический характер;

- принести пользу и продемонстрировать публично достигнутый результат.

Работа в проекте способствует всестороннему развитию обучающихся и предопределяет следующие возможные эффекты:

  1. Обучающий: знание новых теорий, понятий, эффектов и т.п.
  2. Воспитательный: формирование критического мышления, воспитание этических основ, становление активной жизненной позиции.
  3. Институциональный: появление творческих лабораторий, учебных научных обществ и т.п.
  4. Административный: взаимодействие различных участников образовательного процесса.

Библиографическая ссылка

Борискова И.В. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 51-53;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3958 (дата обращения: 14.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074