Актуальность. Овладение манипуляционной техникой представляет важнейшую составляющую обучения бакалавров по направлению подготовки 060500 Сестринское дело и в значительной мере определяет их профессиональную компетентность [12]. Вместе с тем,как это ни парадоксально, до настоящего времени отсутствуют единые, официально утвержденные стандарты и алгоритмы выполнения сестринских манипуляций. Достаточно многочисленные литературные данные, посвященные мани-пуляционной технике (атласы, учебники, учебные пособия), обычно содержат фрагментарные и, нередко, достаточно противоречивые по содержанию данные как в рамках какой-либо одной дисциплины, так и при сопоставлении смежных дисциплин [1-11]. Так, например, при изучении сестринского дела в терапии студент вынужден пользоваться несколькими учебниками, поскольку ни один из известных литературных источников не содержит полного перечня манипуляций в соответствии с требованиями Государственного стандарта, а описание ряда манипуляций, в «терапевтической» и «хирургической» литературе существенно отличается [13, 14]. Отсутствие единого подхода дезориентирует студента, вынужденного одну и ту же манипуляцию учить фактически дважды и по-разному при изучении смежных дисциплин. Кроме того, в доступной литературе отсутствует системность в описании манипуляций, а некоторые манипуляции, входящие в обязательный перечень, регламентируемый Государственными стандартами, например, регистрация электрокардиограммы, вообще отсутствуют в доступной литературе.
Цель исследования. Учитывая изложенное, нам представилось целесообразным обобщить имеющиеся литературные данные, действующие нормативные документы, а также собственный опыт и на их основе разработать унифицированное описании технологии выполнения сестринских манипуляций с использованием единого системного подхода, включающего следующие обязательные компоненты:
- цель манипуляции;
- задачи манипуляции;
- показания и противопоказания;
- необходимые условия для выполнения манипуляции;
- оснащение;
- техника выполнения.
Результаты исследования. Первым этапом работы явилась разработка технологии выполнения сестринских манипуляций в рамках одной дисциплины -сестринского дела в терапии. При этом авторским коллективом кафедры терапии с курсом педиатрии под руководством заведующего кафедрой доктора медицинских наук профессора Ю.Ю. Борисова был проведен тщательный анализ современной литературы, приказов, инструктивных писем Минздрав-соцразвития РФ и других действующих нормативных документов, регламентирующих сестринскую манипуляционную технику. Па основе этих материалов и собственного многолетнего опыта было подготовлено и опубликовано учебное пособие «Технология выполнения сестринских манипуляций в терапии». Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей по специальности 0406 «Сестринское дело». — Краснодар. - 2000, 66 с.
Указанное учебно-методическое пособие охватывает полный перечень манипуляций по дисциплине «сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-профилактической помощи» в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом и квалификационными характеристиками по специальности 0406 (060109.65) «Сестринское дело». При описании каждой манипуляции использовался единый системный подход, описанный выше. В качестве иллюстрации приводим описание технологии манипуляции «Очистительная клизма».
ЦЕЛЬ: лечебная, подготовка к диагностическим процедурам.
ПОКАЗАНИЯ; запор, перед родами, перед исследованиями, дезинтоксикационная терапия, перед постановкой масляной и лекарственной клизм.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: кровотечение из кишечника, кровоточащий геморрой, распад опухоли, воспалительные заболевания прямой кишки.
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ: манипуляция проводится в санитарной комнате (клизменной).
ОСНАЩЕНИЕ: мыло, перчатки, сменный халат, фартук, кружка Эсмар-ха, штатив или стойка, клеенка, одноразовая пеленка, стерильное вазелиновое масло, стерильные салфетки, стерильный наконечник (одноразовый), шпатель, стерильный почкообразный лоток, лоток для отработанного материала, емкость с водой (до 10 литров), водный термометр, емкости с дезрастворами, ветошь, кувшин или ковшик, туалетная бумага.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
- Вымойте руки с мылом, высушите индивидуальным полотенцем.
- Подготовьте стерильный наконечник и воду для промывания.
- Выложите в стерильный лоток марлевые салфетки и шпатель.
- Налейте в кружку Эсмарха 1-1,5 л воды (при атоническом запоре t= 12° С при спастическом -1=40° С.
Учебное пособие было издано массовым тиражом и апробировано в Краснодарском муниципальном медицинском институте высшего сестринского образования, Краснодарском городском медицинском колледже и лечебных учреждениях г. Краснодара и Краснодарского края. Пособие было положительно оценено, и ее авторы заняли первое место на Краевом конкурсе инновационных проектов 2000 года в номинации «Учебные пособия».
Учитывая положительные результаты проведенного исследования, вторым этапом работы явилась разработка единого подхода к преподаванию манипу-ляционной техники по всем клиническим дисциплинам в рамках всего учебного заведения - Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования. Авторским коллективом, в состав которого вошли ведущие преподаватели клинических дисциплин вуза, было разработано учебное пособие «Технология выполнения сестринских манипуляций. Сестринское дело в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии». - Краснодар, 2005, 156 с.
Настоящее учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам институтов (факультетов) высшего сестринского образования и медицинских колледжей по специальностям 040600, 0406 «Сестринское дело» и 0402 «Акушерское дело» в овладении практическими навыками выполнения сестринских манипуляций в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии. Описание каждой манипуляции основывается на объективных показаниях и определяет цели, задачи, необходимые условия и порядок следования элементарных действий по ее выполнению (алгоритм выполнения) с учетом требований действующих приказов Минздрав-соцразвития Российской Федерации и других нормативных документов. Учебное пособие отличается четкостью, системностью изложения материала и охватывает весь спектр манипуляций, предусмотренных Государственным стандартом по специальности 060109.65 (0406) «Сестринское дело». Важно подчеркнуть, что студент пользуется им в течение всего периода обучения в процессе изучения практически всех клинических дисциплин профессионального цикла.
В 2007 году указанное пособие получило положительную оценку Мин-здравсоцразвития РФ и рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело». В настоящее время оно широко внедрено в учебный процесс медицинских учебных заведений и практическое здравоохранение не только в Краснодарском крае, но и далеко за его пределами. Важно подчеркнуть, что пособие ежегодно перерабатывается и переиздается с учетом современных нормативных документов, а в 2011 году вышло в свет специальное издание учебного пособия, разработанное с учетом требований программы подготовки бакалавров сестринского дела.
Заключение. Представленные данные свидетельствуют о том, что разработка и внедрение единого системного подхода к преподаванию манипуляци-онной техники при изучении смежных дисциплин существенно повышает качество практической подготовки бакалавров сестринского дела и позволяет им в полной мере овладеть профессиональными компетенциями в области лечебно-диагностической деятельности - ПК-1 Федерального государственного стандарта третьего поколения.
Библиографическая ссылка
Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 53-56;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3959 (дата обращения: 21.11.2024).