Современная Россия переживает сложные социально-экономическое, политическое, духовно-нравственное состояния. Процессы, происходящие в обществе, неизменно влекут за собой изменения во всех социальных структурах. Особенно это касается системы воспитания. Кризис системы образования в целом и воспитательной системы, в частности, побуждает педагогов, психологов, социологов, философов к глубокому осмыслению происходящих реалий и заставляет задуматься о путях возможных решений накопившихся воспитательных проблем.
Одной из коренных ошибок реформирования образования в 90-е гг. XX века является по существу отказ от воспитательной работы во многих образовательных учреждениях. В настоящее время предпринимаются меры по восстановлению воспитательной системы: практически в каждом высшем образовательном учреждении возобновляется воспитательная работа, создаются местные региональные программы воспитания и соответствующие методические рекомендации.
Безусловно, это связано с компетенциями XXI века, когда будущему специалисту, важна установка на инициативу в приобретении следующих компетенций:
- готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям;
- высокая социальная активность;
- требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность;
- компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.
В КубГМУ в течение многих лет существует своя воспитательная система, которая прошла все этапы развития, и сегодня в процессе реализации федерального образовательного стандарта третьего поколения находится на этапе обновления, когда мы пытаемся осмыслить ее результативность, анализируем, насколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям личности студента. Чтобы понять студента, нужно знать его проблемы и потребности, его личностные изменения. Обычных методов, которыми владеет каждый педагог, таких, как контрольные срезы, отметки по предметам, недостаточно для раскрытия личности студента. Задача преподавателя, на наш взгляд, заключается в том, чтобы помочь администрации в изучении личности студента и в изучении условий воспитательной среды, которые способствуют ее развитию.
Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики. Во первых, это личность самого студента, главный показатель эффективности воспитательной системы. В каком направлении происходит развитие личности студента? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? [1].
Важно не только развивать предметные результаты, а также задействовать личностные и метапредметные результаты образовательной деятельности.
Личностные результаты образовательной деятельности- система ценностных отношений обучающихся -к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Метапредметные результаты -обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов, необходимые для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций.
Во-вторых, образовательная среда, ее проектирование и продуцирование воспитательного результата.
В-третьих, это профессиональная позиция педагога, еще одно из важнейших условий развития личности специалиста.
Позиция - это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков). В связи с этим важно выяснить, является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него обязанность, т.е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно). Не менее важное значение имеет и характер педагогической позиции.
Шадриков В.Д. выделяет следующие базовые компетенции преподавателя: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура педагога, умение перевести тему занятия в педагогическую задачу, умение вовлечь студентов в процесс формулирования целей и задач, умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации студентов, умение создавать условия для самомотивирования студентов, компетентность в предмете преподавания
Инновационный и аналитико-диагностический компонент в становлении воспитательной системы включает следующие формы организации: наблюдение, тестирование, соцопросы, анкетирование, проектирование, консультирование, тренинги, «мозговой штурм», мультимедийное сопровождение, анализ, и т.д.
Эти формы близки психологам, социологам, и некоторыми из них пользуются и педагоги. Перестройка воспитательной системы (обновление) будет проявляться в:
- обобщении опыта работы администрации, педагогов, родителей и студентов по моделированию, построению воспитательной системы; определении перспектив и путей дальнейшего развития образовательного учреждения;
- возможной перестройке отдельных компонентов воспитательной системы, изменении социального заказа, обновлении содержания;
- подготовке методических рекомендаций.
В каждом высшем образовательном учреждении при желании можно достаточно быстро спроектировать идеальную модель воспитательной системы будущего, но с момента замысла до реализации идеи могут пройти годы. Не используйте готовые модели. Ведь еще К.Д. Ушинский предупреждал, что передается не опыт, а идея опыта. А опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и практики. Для преподавателя в рамках сопровождения воспитательной системы вуза представляется большое творческое поле, так как каждая новая модель воспитательной системы и применение инновационных методов в обучении студентов предполагает решение новых задач.
Библиографическая ссылка
Гусейнова Ж.А. ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 68-70;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3965 (дата обращения: 21.11.2024).