Вхождение России в Болонский процесс требует формирования целостного образовательного поля, обеспечивающего возможность построения собственной траектории получения профессионального образования, вариативного выбора его уровня и специальности подготовки [1]. В настоящее время, высококвалифицированный провизор должен отличаться: мобильностью, динамизмом, чувством ответственности, способностью к постоянному творческому поиску, приобретению новых знаний и совершенствованию профессиональных умений. Исходя из этого, в фармацевтическом образовании основной акцент сделан на развитие умений конструктивно решать различные виды профессиональных задач, к числу которых относят умения планировать и проводить исследования в области фармации, интерпретировать результаты работы.
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов-провизоров является традиционной в курсе "Физика". В этом направлении проведена большая работа: были разработаны и внедрены в учебный процесс дисциплинарные (физика) и междисциплинарные (физика; общая, органическая, биологическая, фармацевтическая химии) итоговые конференции. Цели проведения конференций - формирование обобщённых профессиональных умений: осуществлять научно-исследовательскую деятельность по проблемам специальности и смежным с ней вопросам; решать с использованием математических методов обработки и моделирования профессиональные задачи, а также работать с программным обеспечением; самостоятельно работать с информацией; планировать научный эксперимент.
Внедрение конференций проходит в рамках исследовательской модели профессионального образования: в основе лежит ориентация на научное исследование как образец для построения учебного процесса; обучаемый становится в позицию учёного, исследователя, а в ходе обучения раскрывается генезис и целостность знаний, усваивается методология их получения на основе решения системы взаимосвязанных учебных проблем; демонстрация научных выводов в качестве относительных истин способствует формированию творческого, исследовательского подхода у студентов к решению учебных задач и дальнейшей профессиональной деятельности; формирование представления о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях; формируется опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции, воображения, клинического мышления, умения нестандартно мыслить на основе сформированной целостной системы научных знаний.
Учитывая значимость современного этапа технологизации образования, мы внедряем новые информационные технологии в УИРС, НИРС, деятельность СНК кафедры. Студенты-провизоры занимаются разработкой вопросов фарма-кокинетического моделирования на основе профессионально-прикладного программного обеспечения.
Построение и использование моделей, создание на их основе компьютерных интерпретаций, является неотъемлемой частью учебного процесса в курсе физики и определяет специфику, динамику научного исследования, способствует развитию умения самостоятельно планировать эксперимент и проводить анализ полученных данных.
Разработанная нами система подготовки к научно-исследовательской деятельности была включена в целостный процесс изучения курса "Физика" на основе интегративно-модульного, ком-петентностного, личностно-деятельност-ного подходов; определена её эффективность относительно качества формирования профессиональных умений с помощью интегративных показателей.
Экспериментальную группу исследования составили студенты 1-2 курса фармацевтического факультета ГБОУ ВПО СГМА Минздравсоцразвития России- 85 человек (до эксперимента - 85чел., после - 78 чел.). Контрольная группа состояла из 115 студентов 1 курса лечебного (54 чел.), педиатрического (25 чел.), стоматологического (36 чел.) факультетов этого же вуза (до формирующего эксперимента - 115 чел., после 104 чел.).
Проводился эксперимент в группах фармацевтического факультета, где оценивалась динамика компонентов и достижений в процессе проведения практических занятий. В первую экспериментальную группу (ЭГ1) вошли студенты (42 чел. - до и после экспериментального воздействия), с которыми проводилась работа на всём периоде обучения. Вторая экспериментальная группа (ЭГг) взята из перекрестного эксперимента (до эксперимента — 43 чел., после - 36 чел.): эта группа в III семестре обучалась по экспериментальной методике, а во II семестре -в условиях модульного обучения, но без реализации принципа меж-дисциплинарности.
Нами были выделены, обоснованы и подвергнуты экспериментальной проверке группы компонентов, которые входят в структуру учебного умения по физике и являются основой профессиональных умений специалиста. Среди них: умение планировать и проводить эксперимент (№1); умение интерпретировать (№2). Выделенные компоненты могут быть использованы для исследования качества сформированности умений студентов с позиций их системности, функциональности и рассматривались нами как интегративные.
Можно сделать вывод, что в уровне сформированности всех выделенных компонентов структуры профессиональных умений студентов экспериментальных групп произошли значимые изменения (в сравнении с исходным уровнем и с контрольной группой), которые свидетельствуют о его повышении.
Результаты проведённого исследования в группах ЭГ1 и ЭГ2 , указывают на необходимость усиления межпредметных связей при формировании компонентов профессиональных умений на всём периоде изучения дисциплины. В экспериментальных группах повысился уровень осознанности и качества усвоения профессиональных умений. Многие студенты правильно и самостоятельно выполняли действия, а также могли их творчески переносить в новые условия и на новые виды деятельности.
Экспертная оценка | Компоненты | ||
№1 | №2 | ||
До эксперимента | |||
КГ | X | 2,74 | 2,59 |
а(х) | 1,09 | 0,86 | |
ЭП | X | 3,19 | 2,77 |
a(x) | 0,86 | 0,65 | |
эг2 | X | 2.02 | 2,09 |
a(x) | 0,51 | 0,89 | |
После эксперимента | |||
КГ | X | 2,97 | 2,87 |
a(х) | 0,85 | 1,23 | |
эг, | X | 3,98 | 3,81 |
а(х) | 0,68 | 0,83 | |
эг2 | X | 3,13 | 3,26 |
a(x) | 0,58 | 0,73 |
Библиографическая ссылка
Деревцова С.Н. ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПРОВИЗОРА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 70-72;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3966 (дата обращения: 21.11.2024).