Приоритетным направлением государственной политики в современных условиях является повышение качества образования. В системе высшего медицинского образования сегодня происходят серьезные изменения. Большое внимание уделяется формированию компетенций как наиболее значимых результатов образовательного процесса. Деятельностно-компетентностный подход, утвержденный образовательными стандартами третьего поколения, признан фундаментом современной инновационной образовательной парадигмы.
Профессиональная компетентность будущего врача — это совокупность знаний, умений и навыков, объединенных гуманно-ценностным отношением к больным и коллегам по работе, направленных на личностное и профессиональное совершенствование (И.Е. Булыгина, 2009).
Передавать студентам знания в требуемом объеме не эффективно. Необходимо развивать когнитивные навыки приобретения знаний в послевузовский период профессиональной деятельности. Умение применять и самостоятельно получать знания и развивает деятельност-но-компетентностный подход (А.В. Степанов, 2011).
Профессиональные качества будущего врача формируются в процессе обучения в медицинском вузе. Поэтому содержание и организация образовательного процесса, направленного на формирование личности будущего врача, его профессиональной компетенции, являются актуальными задачами высшего медицинского образования. Особое место в получении навыков профессиональной готовности принадлежит фундаментальной научной медико-биологической дисциплине - патологической анатомии. Являясь одной из важнейших дисциплин в системе медицинского образования, в научной и практической деятельности врача, она обеспечивает усвоение теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений по морфологической диагностике патологических процессов. Изучение структурных основ болезни проводится в тесной связи с клиническими ее проявлениями. Клинико-анатомическое направление - отличительная черта патологической анатомии. Без знания того, какие морфологические изменения в организме человека вызывают болезнь, невозможно правильное представление о ее сущности и механизме развития, о диагностике и лечении. Решение этих задач обеспечивается использованием целостной системы методического обеспечения учебного процесса, включающего лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов.
Практические занятия являются важнейшей составляющей преподавания патологической анатомии в медицинском вузе. Основной целью занятий по патологической анатомии является формирование умений и навыков морфологической диагностики патологических процессов путем изучения морфологических картин с анализом патогенетических механизмом и клинических симптомов заболеваний. Это позволяет превратить изучение материальных основ болезней в творческий процесс приобретения знаний, возбудить интерес студентов к проблемам медицинской науки и практики.
На кафедре патологической анатомии Кубанского государственного медицинского университета накоплен методический опыт в преподавании патологической анатомии. Преподавание патологической анатомии ведется на лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом и стоматологическом факультетах. На шестом курсе лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов осуществляется преподавание секционного курса.
При проведении практических занятий мы руководствуемся основным положением современного образования, заключающимся в получении студентами знаний, умений и навыков, которые они должны приобретать, в основном, при самостоятельной работе, контролируемой и управляемой преподавателем. При этом особое значение придается наглядности в обучении. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав в полной мере использует имеющиеся возможности кафедры в учебных целях.
Практическое занятие охватывает разбор неясных и сложных вопросов темы при собеседовании преподавателя со студентами, самостоятельную работу студентов с макро- и микропрепаратами, решение типовых клинико-анатомичес-ких задач с анализом допущенных ошибок и заключительный контроль практических навыков и умений по распознаванию основных проявлений патологических процессов.
Для изучения патологических процессов используются музейные макропрепараты. По каждой теме занятия представлены учебные макропрепараты, демонстрирующие общепатологические процессы и болезни. Для распознавания микроскопических признаков, характеризующих патологические процессы, студенты получают набор тематических микропрепаратов, светооптические микроскопы. Описание макропрепаратов, зарисовку и обозначения микропрепаратов студенты осуществляют в альбоме. Разработанный кафедрой алгоритм описания структурных изменений органов и тканей при различной нозологии направлен на формирование умений и навыков морфологической диагностики патологических процессов. Самостоятельная работа студентов смакро- и микропрепаратами постоянно контролируется преподавателем и при необходимости подвергается корректировке.
Одним из критериев усвоения дисциплины является умение решать клинико-анатомические задачи, будучи эффективным средством усвоения знаний,что способствует развитию самостоятельности в принятии решений.
В конце практического занятия преподаватель проверяет альбомы с описанием макропрепаратов, с зарисовками и описанием микропрепаратов, предлагает распознать патологический процесс на диагностических препаратах, подписывает альбомы и выставляет две оценки анализа (за практические и теоретические навыки) в рабочий журнал.Таким образом, патологическая анатомия позволяет сформировать у студентов базовые профессиональные компетентности врача. Используемая на кафедре патологической анатомии методическая система проведения практического занятия позволяет обеспечить усвоение теоретических знаний, приобретение и применение практических навыков и умений по морфологической диагностике патологических процессов, формирует личность, ориентирующуюся в профессиональной сфере и обладающую компетенциями для дальнейшего роста в профессиональном и личностном плане.
Библиографическая ссылка
Друшевская В.Л. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 72-74;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3967 (дата обращения: 21.11.2024).