Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ЦИКЛЕ «ПОЛИКЛИНИКА»

Зарытовская Н.В. 1 Калмыкова А.С. 1
1 ГБОУВПОСтГМА Минздравсоцразвитпя России

Современная ситуация в востребованности специалистов требует от выпускника вуза компетентности знаний и умений. Поэтому основной акцент переносится на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента, активного его взаимодействия с преподавателем и со студентами группы.

В этом взаимодействии заключается важный дидактический смысл организации обучения студента-медика. Только воздействуя на внимание, восприятие, память и весь личностный потенциал обучающегося, можно добиться воспитания врача любой специальности. Немаловажную роль в процессе совершенствования подготовки студента и становлении врача играет проведение интерактивных занятий.

Под активными методами обучения понимают способность взаимодействовать или находится в режиме диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (преподавателем, студентами). Интерактивное занятие предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр. Таким образом, исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта обучения студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

При проведении активных занятий используются такие важные общедидактические принципы, как преподавание предмета «от простого к сложному», принцип входного контроля, принцип непрерывного обновления и принцип коллективной деятельности.

Активные методы обучения позволяют решить важнейшие учебно-организационные задачи: подчинение процесса обучения управляющему воздействию преподавателя, обеспечение активного участия в учебной работе всех студентов группы независимо от их подготовленности к занятию, непрерывный контроль процесса усвоения учебного материала.

При проведении активных практических занятий по циклу «Поликлиника» преподаватели кафедры применяют неигровые имитационные методы профессиональной деятельности: анализ конкретных ситуаций, возникающих во время проведения профилактического приема в поликлинике и во время проведения профилактического медицинского осмотра в декретированные возрасты школьного обучения, ведение первичного вызова к больному ребенку. Студенты под контролем опытных практических участковых врачей ведут прием здоровых и выздоравливающих детей, на практике закрепляют алгоритм выписки необходимых документов, оценивают физическое и нервно-психическое развитие детей 1 года жизни, учатся алгоритму унифицированной записи в ф.112у, самостоятельно заполняют карты организованных детей (ф. 026/у -2000).

Особое внимание уделяется преподавателями разбору ситуационных задач, в которых осмысляется диагностика, дифференциальный диагноз и лечение пациентов с наиболее часто встречающейся патологией в детском возрасте. Во время этого занятия студенты активно используют справочную фармакологическую литературу для подбора доз препаратов для конкретного пациента. Обучаются на практике назначению ограниченного количества современных препаратов, необходимых для выздоровления пациента. Убеждаются в отрицательном воздействии на организм ребенка полипрагмазии.

Наибольший интерес у студентов вызывает проведение интерактивных игровых практических занятий, в которых инсценируются разноплановая работа участкового врача. Так, занятия в виде коллективного обсуждения некоторых тем, посвященных здоровому ребенку первого года (метод «круглого стола»). Во время проведения занятия студенты используют знания, полученные на лекциях, при самостоятельных поисках дополнительной литературы, учатся выступать в роли докладчика и оппонента, овладевают умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных задач, доказательств и опровержений, отстаивать свою точку зрения. В этой же форме учебной дискуссии проводятся зачетные занятия по учебным темам. Во время проведения этих занятий студент, предварительно письменно ответив на заранее поставленный вопрос, в диалоговой форме работы преподавателя и группы студентов, защищает свое видение ответа, аргументирует правильность подхода решения ситуации, указанной в билете. Таким образом, во время проведения учебной дискуссии улучшаются и закрепляются знания, увеличивается объем новой информации, вырабатывается умение доказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.

Также большой интерес у студентов вызывает проведение занятий в форме деловой или ролевой игры. Такой метод используется при разборе конкретного летального случая. Для проведения этого занятия группе студентов из 4 человек выдается реальная история умершего ребенка. Один из студентов выступает в роли - участкового врача, другой - в роли врача стационара, третий в роли патологоанатома, четвертый в роли научного консультанта, излагающего основные научные исследования по заболеванию ребенка, приведшего к летальному исходу. Для повышения активности студентов предлагаются разные точки зрения как на причину, приведшую к смерти, так и на исход данного заболевания. По окончанию конференции делается общее заключение о возможности или невозможности предотвращения смерти ребенка, об ошибках в ведении его в условиях поликлиники и стационаре. Этот вид занятия вызывает подлинный интерес у студентов, стимулирует их к поиску научной литературы, вырабатывает умение отстаивать свою точку зрения. Эти занятия всегда проходят на высоком уровне активности.

В этом году преподавателями кафедры был апробирован метод активных занятий в форме «Пресс-конференции» по теме «Вакцинация у детей: за и против». Студенты были разделены на 3 подгруппы, одна выступала в роли участковых врачей, другая - научных консультантов, третья - в роли обывателей. Один студент выступал в роли журналиста. Студенты в роли обывателей искренне и эмоционально задавали вопросы об осложнениях, возможных побочных эффектах при проведении вакцинации, о причинах возникновения эпидемий управляемых инфекций. На занятии был показан, найденный студентами в Интернете видеоролик, который настраивает родителей на отказ от прививок. Студентами же был высказан тезис о плохо аргументированной информационно-просветительской работе среди населения по вопросам проведения прививок и указано на более сильное психологическое давление на родителей в фильмах об отказах от вакцинации. Студенты охотно приняли свои игровые роли, проявили творческие способности, учились слушать и корректно, аргументировано отвечать на вопросы.

Таким образом, проведение активных занятий оказывает большое влияние на подготовку к будущей профессиональной деятельности, формирует у студентов профессиональные умения и навыки, вооружает знаниями, необходимыми специалисту его квалификации.


Библиографическая ссылка

Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ЦИКЛЕ «ПОЛИКЛИНИКА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 82-84;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3972 (дата обращения: 13.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074