Перестройка современного высшего профессионального образования проходит под знаком ориентации на основные положения Болонской декларации, образовательные программы которой характеризуются следующими важнейшими признаками: а) компе-тентностным подходом (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций); б) модульным построением; в) объемом учебной нагрузки, исчисляемым в кредитах ECTS (European Credit Transfer System) [4].
Образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему (трудозатратам студентов на их освоение) группы модулей. По определению, данному в ФГОС нового поколения, модуль - это совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций. Содержание модулей и сам их набор могут быть спроектированы в разных вузах по-разному. [3]
Остановившись на интегративно-модульном подходе в проектировании, мы отталкивались от его преимуществ перед традиционными методами и формами проектирования [1,2]:
- за короткий промежуток времени он позволяет повторить и систематизировать материалы по элементам ООП, связанным между собой;
- имеется широкая возможность для синтеза, анализа и сравнения сложных процессов и явлений объективной деятельности. Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка целостного мировоззрения;
именно на интегрированном уровне формируются компетенции, меняются личностные качества, происходит осознание значимости приобретаемой профессии;
- открывается возможность индивидуализации содержания и процесса обучения, а также возможности выбора учащимися оригинальных путей и собственного темпа его усвоения;
- обеспечивается целостность восприятия информационной картины мира;
- функции педагога могут варьировать от информационно - контролирующей до консультативно - координирующей;
- основной методической особенностью является пошаговая организация, когда знания, умения, навыки, нормы и ценности даются обучающимся небольшими темпами (за каждым шагом теоретического обучения следует шаг практического обучения) и контролируются поэтапно.
Таким образом, интегративно -модульная технология проектирования ООП профессионального обучения обеспечивает целостность видения информационной картины мира и создает эффективный инструментарий для расширения и совершенствования профессионального мастерства [5].
Укрупненная интегративная модель проектирования основной образовательной программы гуманитарного вуза представлена на рис. 1.
Рис.1. Интегративная модель ООП гуманитарного вуза
Структурные элементы содержания (содержательная база) основной образовательной программы вуза определены в Типовом положении о вузе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.08 г. №71. Просматривается четкая связь между нормативно-правовой и содержательной базами ООП.
Проектируя основную образовательную программу вуза как систему документов, необходимо учитывать следующие аспекты:
- самостоятельность ее разработки высшим учебным заведением;
- самостоятельность ее утверждения высшим учебным заведением;
- регламентация цели, ожидаемых результатов, содержания, условий и технологий реализации образовательного процесса;
- необходимость обоснования оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.
Для проектирования основной образовательной программы гуманитарного вуза большое значение имеет теоретическая база. Поскольку гуманитарные вузы дают специальное образование и готовят специалистов-гуманитариев (педагогов, психологов, юристов, экономистов, историков, искусствоведов и т.д.). теоретическая база ООП основана на научных теориях, концепциях и подходах, используемых при ее проектировании.
Структура и взаимосвязь нормативно-правовой и содержательной базы основной образовательной программы представлена на рис. 2.
В настоящий момент ведется дальнейшая разработка модели основной образовательной программы для гуманитарного вуза: раскрывается внутренняя структура содержательной базы.
Библиографическая ссылка
Капранчук Т.И., Логашенко О.И. ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП) ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 91-93;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3976 (дата обращения: 21.11.2024).