Профессиональное самовоспитание преподавателя вуза - это сознательная работа по развитию своей личности как профессионала, адаптирование своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других качеств личности [1].
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства учреждением образования и фактор свободного времени.
После начала преподавательской деятельности в образовательном учреждении происходят существенные изменения в личности преподавателя. Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии.
Профессиональное самовоспитание имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности.
Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к преподавателю, и уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают преподавателя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.
В основе профессионального самовоспитания лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах будущего преподавателя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и появляется потребность в самосовершенствовании, начинается процесс самовоспитания.
В педагогике высшего образования выделяют несколько противоречий, которые сопровождают педагога в процессе его деятельности:
- противоречия между динамикой профессиональных задач, требованиями к педагогической профессии и внутренней готовностью педагога к их осуществлению;
- между неопределенностью воспитательной политики, нравственно-идеологическими установками в обществе и стремлением педагога занимать четкую, определенную позицию;
- между естественной личной потребностью педагога в самореализации и возможностями её достижения в современных условиях педагогической работы [2].
Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности педагога, в нем можно выделить три основные стадии, качественно отличающиеся друг от друга уровнем сознания.
На стадии самоопределения соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого». Сначала определенное качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя и происходит сознательный акт выбора, выявления и утверждения необходимости собственных изменений и преобразований. И здесь важно оставаться субъектом своей педагогической деятельности, не утерять собственных профессиональных взглядов, обогащаясь чужим опытом.
На стадии самовыражения соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и Я». Педагог оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. На этой стадии он соотносит свое поведение с той мотивацией, которую реализует. Главным мо-тивационным фактором является стремление педагога к более полному проявлению своих возможностей.
На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и высшее Я». На этой стадии формируется жизненная философия педагога в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни вступает в противоречие с возможностью реализации себя в профессиональной деятельности. Осознавая односторонность профессионального развития личности, педагог преодолевает её и тем самым удовлетворяет свою потребность во всестороннем развитии, т.е. потребность реализовывать собственное творческое Я.
На каждой стадии педагогические позиции завоевываются и сдаются, уточняются и отвергаются, развиваются и объединяются, идет процесс строительства в себе самом. Профессиональное саморазвитие педагога происходит не линейно, а по спирали, где каждый виток обозначает профессиональные ориентиры в жизнедеятельности педагога.
Процесс профессионального самовоспитания очень индивидуален, но в нем можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие.
Профессиональному самопознанию педагога помогает курс психологии. Процесс самопрограммирования развития личности - это воплощение в жизнь собственного прогноза о возможном самосовершенствовании [3]. Средства и способы самовоздействия разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый педагог выбирает их оптимальное сочетание.
Библиографическая ссылка
Король К.Б. САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 109-110;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3985 (дата обращения: 21.11.2024).